«Кубана», день пятый. Шнур заставил зрителей полюбить рэп
Пятый день международного музыкального фестиваля «Кубана» завершил программу опен-эйра на Таманском полуострове 5 августа. Жизнь на главной сцене закипела задолго до официального открытия: в районе двух часов дня там проводила саундчек группа «Ленинград», которая, видимо, решила заодно немного порепетировать. Они сыграли несколько песен, причем лидер коллектива Сергей Шнуров постоянно делал музыкантам какие-то замечания. «Если у меня такой е…льник — значит, я забыл слова!» — объяснил он один раз. Народ на территории фестиваля очень веселился, слушая песни «Ленинграда» вперемешку со шнуровским матом.
Открывала пятый день Кубаны итальянская ска-фанк-группа Talco. Они сыграли задорную программу, ухитрившись вставить в нее вариацию всем известной «Катюши». Следом за ними вышли российские рэперы Anacondaz, собравшие чуть поменьше зрителей. А вот на половину распавшегося дуэта «Пятница» — новый успешный проект Сана SunSay — пришло довольно много публики, причем все с удовольствием подпевали ямайским мотивам. Напоследок Сан и его музыканты даже сыграли хит почившей «Пятницы» — «Солдат» — и тут уж слова знали все без исключения. Вышедшая на сцену около половины восьмого вечера группа Louna, которую многие ждали с нетерпением с самого первого дня фестиваля, сыграла свою обычную программу, а солистка в перерывах между песнями призывала задуматься о том, что происходит в стране — «задуматься глубже, чем это освещается в СМИ, в интернете» («Куда уж глубже, чем в интернете», — философски заметил кто-то из зрителей).
А потом началось выступление группы «Ленинград» — и все завертелось. Толпы парней, девушек и даже детей прыгали, от души подпевая хитам «WWW», «Дачники», «Magic People Woodoo People». Музыкантов на сцене было невообразимо много: трубачи, барабанщики, перкуссионисты — и все одеты или по-домашнему расхлябанно, как Шнур в панамке и красных трусах, или нарочито вызывающе — как пара ребят в трико. «Какое у вас отношение к рэпу?» — поинтересовался в какой-то момент у публики Сергей. Из толпы немедленно полетели крики «Фу!», «Отстой!», «Говно!» «Вижу, сложное, — подытожил лидер коллектива. — Но это вы не слышали наш нее…ический рэп! Я призываю на сцену Турбобоя! Да пребудет с нами сила Турбобоя!»
Потом он раскачал зал, попросив: «Я сейчас буду х…ярить на гитаре, а вы в паузе орите «хей!». Есть тут хоть парочка трезвых?» Народ с удовольствием выполнил просьбу Шнура. Вообще, казалось, публика готова идти за ним хоть на край света, остро реагируя на все призывы и лирику. Когда питерский хулиган пел «У нее такая жопа...», многие мечтательно смотрели вдаль. С «Ленинградом» сет играла «несравненная Юлия» — рыжеволосая бесстыжая бестия, которая исполняла песни о сложной женской жизни. Под занавес Шнур прокричал: «Всем пока, встретимся в аду!» — и под шквал аплодисментов группа ушла, а зрители потянулись от сцены, продолжая распевать «Любит наш народ всякое говно, всякое говно любит наш народ». Судя по количеству публики и ее единению на сете «Ленинграда», именно их следовало бы сделать основными хедлайнерами.
Группе «Тараканы» по каким-то причинам выступление пришлось несколько урезать — но даже в те полчаса, которые им были отведены, они ухитрились включить все свои хиты и высказаться в поддержку Pussy Riot. Лидер коллектива Дмитрий Спирин напоследок произнес пламенную пятиминутную речь, начав ее словами «Как вы знаете, спектр мнений очень широк» и закончив тирадой об Иисусе и всепрощении. «Религия без любви — это просто пустые слова, а люди без любви — это просто мешки с костями», — под всеобщие крики одобрения закончил он. После этого «Тараканы!» исполнили новый трек, посвятив его «трем девчонкам, которые сидят за свою собственную песню» — а потом без обиняков Спирин заявил: «Мы должны закончить, до свидания», — и оставил зрителей наедине с темными сценой и экранами.
Группа Offspring основательно помурыжила как публику, так и журналистов: помимо того, что они заняли пресс-центр для «индивидуального интервью», в результате чего представителям СМИ не удалось пообщаться ни с ними, ни со спешившей на самолет группировкой «Ленинград». Кроме того, калифорнийцы очень долго настраивали звук, который в результате оказался почему-то на порядок хуже, чем у всех остальных участников фестиваля. Да и сам сет получился на удивление вялым: Декстер со товарищи были малоподвижны и как будто просто отрабатывали уже заплаченные деньги. И хотя все свои хиты Offspring сыграли и публику похвалили («Вы — самая сексуальная публика, для которой нам когда-либо приходилось играть!»), после сета осталось ощущение некоторого недоумения.
Завершающим штрихом «Кубаны» стало слайд-шоу из снимков, сделанных за последние пять дней на всей территории лагеря и сопровождавшихся феерическим салютом — а из колонок Фредди Меркьюри пел «We are the champions, my friends». Как сообщил прессе продюсер Кубаны Илья Островский, всего за пять дней фестиваль посетило более ста пятидесяти тысяч человек. Похоже, все удалось.
Татьяна Трейстер, InterMedia