Борис Гребенщиков: «Я пытаюсь учиться у всех людей, с которыми сводит меня жизнь»

(О НОВОМ СБОРНИКЕ «ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В КОМПАНИИ СФИНКСОВ»)

«Собирание альбома сродни архитектуре. Естественно, этим занимался я сам: занятие это необычайно увлекательное, много более захватывающее, чем — например — игра в Angry Birds, да и кому же я смог бы это доверить? Единственная наша цель (как и всегда у «Аквариума») — живая огнедышащая красота; альбом этот ничего не может сказать об «Аквариуме», потому что об «Аквариуме» незачем говорить, — но слушателю с открытым сердцем может очень многое открыть о нем самом».

(О ВЕРЕ)

«А что именно можно говорить о вере? Если хотите точного ответа, пожалуйста, расшифруйте ваш вопрос. Один любимый мною тибетский лама (Чокьи Нима Ринпоче) говорил, что буддист — это любой человек с добрым и хорошим сердцем. С этой точки зрения я буддист. Тертуллиан говорил, что душа по природе — христианка; с этой точки зрения я христианин. А даосы говорили: «Кто говорит – не знает, кто знает – не говорит». Христос говорил: «Когда молишься, войди в комнату свою, затворив дверь, и помолись Отцу Твоему, который втайне». Отец — «втайне». Он бесконечно больше наших о нем представлений и наших ярлыков. Я просто люблю Бога всем своим сердцем, и мне не важно — как Его называют. Я принадлежу Богу; Богу — и никому и ничему больше.

(КАК МЕНЯЛИСЬ СО ВРЕМЕНЕМ ЕГО РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

«То, что я чувствовал на протяжении своей жизни, я чувствую и сейчас — меняются только возможности это описывать, расширяется опыт и пополняется словарный запас».

(О ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЯХ)

«Я пытаюсь учиться у всех людей, с которыми сводит меня жизнь. Образованные люди знают: когда Бог хочет что-то преподать человеку, Он может это сделать устами любого живого существа — от папы римского до последнего бомжа. Но всем лучшим в себе я точно обязан музыке».

(ЧТО СПАСЕТ РОССИЮ)

«Простите, а от чего — или от кого — ее нужно спасать? Разве что от нас самих? Лучше попытаться — не на словах, а делом — помочь тем, кто рядом с тобой».

PUSSY RIOT)

«Если бы вы озаботились узнать мое мнение по этому поводу, то заметили бы, что я его декларировал сотни раз. Все происходящее очень напоминает исправительный лагерь или ГУЛАГ с соответственными отношениями, ценностями и культурой. Это достойно сожаления. Но когда здесь было не так? Почитайте, пожалуйста, русских классиков. «Режим», кстати, слово вполне тюремно-лагерное. Я вряд ли «мудр» и никогда не говорил, что я «свободен». Свободен — от чего? Is a bird free from the chains of the skyway? Вы твердо настаиваете на том, что Россия — тюрьма? Мне кажется, это зависит от каждого человека.
И опять вы о спасении. Чье спасение? Вы хотите спастись — можете идти в монастырь; или уезжать в Женеву; или с «калашниковым» идти спасать тех, кто этого не очень хочет?
Вот я и говорю — сначала подумайте. Хочешь изменить мир — измени сначала себя (как говорили древние); и не исключено, что мир откроется с новой, неожиданной стороны.

Я подписался под письмом не в защиту PR, но о глупости, происходящей в системе правосудия, потому что судебный процесс над ними противоречит здравому смыслу; вернее, является насмешкой над здравым смыслом. Я не одобряю того, что девушки делали, их действо мне кажется глупостью и хамством по отношению к верующим; но государственный суд над ними — чистый гиньоль. Впрочем, с каких пор мы решили доверять советскому правосудию? (См. протокол суда над Бродским.) Или знание истории уже не обязательно?»

(colta.ru, 09.08.12) 

Последние новости