«З/Л/О»: Сам себе режиссер **

Пресс-показ антологии фильмов ужасов «З/Л/О» («V/H/S», США, 2012, режиссеры - Мэттью Беттинелли, Адам Вингард, Ти Уэст и др., в ролях - Кэлвин Ридер, Лэйн Хьюз, Адам Вингард, Джо Сванберг, Джессика Сэмс) состоялся 31 августа в кинотеатре «Октябрь».

Группа полукриминальных парней по наводке таинственного заказчика пробирается в дом, чтобы выкрасть видеокассету. На месте их ждет неприятный сюрприз: мертвый хозяин дома расположился в кресле рядом с несколькими телевизорами, а кругом стоят коробки видеокассет. В общем, классический вариант: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Вместо того чтобы плюнуть и сбежать из этого странного дома, преступники начинают отсматривать видеокассеты, не особенно чураясь присутствия трупа. И в каждой видеокассете (в оригинальном варианте их 6, но в российский прокат «З/Л/О» выйдет с пятью новеллами) содержится пугающий рассказ о Зле и тех формах, что оно принимает.

«З/Л/О» работает на территории поджанра «found footage» («найденные пленки/видеозаписи»), у этого поджанра свои правила и ограничения, к тому же, ни один из снятых в нем фильмов не может объяснить зрителю, кто, черт побери, монтировал эти записи. Создатели «З/Л/А» в какой-то мере революционеры: во-первых, это первая в жанре антология; во-вторых, сквозная история, объединяющая новеллы альманаха, также стилизована под «found footage» - получилась своеобразная «матрешка»; в-третьих, все эти новеллы придуманы и сняты молодыми звездами инди-кинематографа - Ти Уэстом, Адамом Сванбергом и др.

Выход фильма в прокат подогревался не очень оригинальной промо-кампанией: положительные рецензии плюс сообщения в таблоидах о том, как во время фестивальных показов (на «Сандэнсе») зрителям приходилось вызывать скорую помощь. На самом деле, если уж вызывать скорую, так для того, чтобы вправлять зрителям вывихнутые от зевания челюсти – более скучного «found footage» еще поискать.

В первой новелле гормоны и выпивка отключают мозги трем парням, и они снимают в баре девушку с весьма необычной внешностью и волосатыми ногами. Неудивительно, что девушка оказывается суккубом, и при попытке заняться с ней сексом она съедает все, что движется. Во второй – девушка привозит своих друзей к озеру и говорит им: «ВЫ ВСЕ ТУТ УМРЕТЕ, ХА-ХА-ХА!». Возле озера обитает Зло, а девушка планирует поймать его на «живца». И так далее.

Манера съемок варьируется: обычная камера, скрытая камера, встроенная в очки, видеозвонок по скайпу, поэтому качество картинки и звука - сами понимаете. Но главная беда не в этом: за всеми постмодернистскими ужимками и приколами скрывается неспособность удивить и напугать зрителя. Все это уже было, зачем повторяться, ведь одна только «Ведьма из Блэр» могла на год лишить туристов желания насладиться лесным отдыхом, а тему домов с привидениями недавно исчерпывающе отработали канадцы братья Вишес («Искатели могил», 2010).

В общем, истинные поклонники жанра будут разочарованы, а случайно забредшие на показ зрители – неприятно удивлены и расстроены низким качеством происходящего на экране. К тому же, если скачать экранную версию фильма в сети, можно случайно довести замысел режиссеров – «найденная видеозапись о найденной видеозаписи» - до логического завершения.

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости