Мара: «Жалко расставаться с состоянием внутренней чистоты»

ОБ АЛЬБОМЕ «ДВА МИРА»

— Это нормально, что я взрослею и обрастаю не только новыми образами, но и неким духовным опытом. И нормально то, что, помимо грубой энергии (безусловно, сильной и яркой, которая была в моих первых двух пластинках), появились более тонкие духовные энергетические слои. Все тонко организованные люди их тут же почувствовали, а всем остальным не хватило той грубости, которая была в «Откровенности» и в «220 V». Но это было до той поры, когда эти люди не переслушали «Два мира» по второму, третьему, десятому разу, после чего тоже сумели перейти на новый уровень.

НЕ ПОУБАВИЛОСЬ ЛИ У НЕЕ ПУБЛИКИ С ТРЕТЬИМ АЛЬБОМОМ?

— Только прибавилось, причем за счет людей, которые пришли к нам именно после альбома «Два мира». Это вообще другая аудитория — более взрослая, умная и социально активная, да и вообще более активная по жизни. Речь идет даже не об уровне интеллекта, а о более широких духовных горизонтах.

ПЕРЕСЛУШИВАЕТ ЛИ СВОИ СТАРЫЕ АЛЬБОМЫ?

— Как тренер своей «сборной», я слушаю очень много рабочего материала. Анализирую все наши «лайвы», и это гораздо интереснее, чем переслушивать просто пластинку. Чего мне ее слушать, ведь пока я над ней работаю, я выучиваю наизусть каждый нюанс? Даже сейчас, когда я случайно попадаю на какую-то свою песню в эфире, я ее воспринимаю как бы со стороны, всё ли там в порядке со сведением, аранжировками и т.п. Могу сказать, что ту же «Откровенность» я не переслушивала очень давно. То есть я слушаю только то, над чем работаю в данный момент.

О ПРОБЛЕМАХ С РАДИОЭФИРАМИ

— Наши программные директора обычно руководствуются какой-то своей отдельно взятой логикой, которую на самом деле ни один музыкант не может ни разгадать, ни понять, ни объяснить (смеется). Но дело в другом. Песня «Целуя сердце» выходила у нас макси-сингле, где было шесть ее версий, одна из которых была выбрана для радио. А «Калевалу» люди очень просили и хотели запечатлеть у себя на диске, потому что альбомную версию мы сделали медленной, красивой, гармоничной, атмосферной, но поклонники хотели еще и привычный для них радиобоевик. Так что на диске это вынесено отдельным бонусом исключительно для фанатов. Сейчас шоу-бизнес находится не в том состоянии, чтобы как-то разграничивать альбомные, концертные и радиоверсии выпускаемых песен. Ты делаешь один вариант песни исключительно для того, чтобы его зафиксировать.

О СТИМУЛАХ СВОЕГО ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

— Мы много путешествовали и наблюдали за жизнью других людей. Альбом «Два мира» вышел таким эклектичным как раз потому, что он во многом складывался из различных путешествий — внешних и внутренних. Я не имею в виду никакие психоделические опыты, а просто говорю о столкновениях с различными людьми. Могу сказать, что я уже больше года не употребляю алкоголь — с того момента, как мы начали работу над этим альбомом. Это было сознательное решение, а потом альбом вышел, и с этим состоянием внутренней чистоты расставаться по-прежнему жалко.

О ПУТЕШЕСТВИИ В АРКТИКУ

— Только что мы приехали и, мне кажется, головою еще не вернулись оттуда. Когда начинаем отсматривать привезенный материал, понимаем, как нам сейчас не хватает этих сильных эмоций, полученных во время четырех съемочных дней. Ровно год назад мы поехали играть в Мурманск на городской площади на байк-фестивале, который был устроен для всего города. После этого взяли джипы и поехали к Северному Ледовитому океану. Там есть всего два места, откуда можно выехать к нему (по 110 км в обе стороны). Мы посетили обе эти точки, и одна из них — полуостров Рыбачий — нам просто снесла мозг! Мы вернулись — и тут же за один день мы написали песню «Арктика». Получился объемный, странный, тягучий трек, который стал последним по времени написания для пластинки «Два мира».

Как только мы поняли, что хотим снять на эту песню видео, то единственным и безоговорочным решением было делать это там же. Именно в августе там обычно нет дождя, поэтому ровно год спустя мы туда отправились со студией «Другие» и режиссером Вадимом Шатровым. Ни одного постороннего человека с нами не было. В итоге мы сняли клип на самой крайней северной точке европейской части России. На черных выпирающих утесах была отснята финальная сцена клипа. Остальное снималось по дороге к ней, потому что она труднодоступна. Это было очень сильное и экстремальное путешествие. Хотя мы были к нему готовы, поскольку уже год назад всё разведали. Снимали на УАЗах, в армейских походных условиях.

О МУЗЫКАНТАХ

— Над альбомом работал один и тот же состав музыкантов. Был приглашенный барабанщик, басист. Но вообще надо заметить, сначала мы записали альбом, а потом мы сменили концертных музыкантов (кроме клавишника Димы). Просто для некоторых прежних музыкантов этот материал оказался слишком сложным, поэтому приходилось расставаться по-дружески. Зато нашли такого барабанщика, который лупасит по полной программе.

О СТРОЧКЕ «Я ГОЛОСУЮ ЗА МЭРА-ГЕЯ И ЗА ПРЕЗИДЕНТА-ЖЕНЩИНУ»

— Кандидатур нет. Но вообще надобно вспомнить, что эта песня была написана еще до настоящих народных волнений, спета заранее, и поэтому здесь присутствует предощущение от того, что будет. Потом на наших глазах всё это развивалось, как по сценарию. Мне кажется, все думающие люди всё поняли правильно в этой песне. Для меня самая важная реакция — это когда на концертах или после эфиров мужчины, абсолютно не геи, говорят: «Какая сильная песня!». И совершено никому не приходит в голову, что там про каких-то геев. Та же самая моя новая аудитория абсолютно точно понимает, про что тут сказано. Это песня про свободу, про страну, тоталитаризм, который у нас возможен, про патрициев, про империю, про кастовую демократию. Конечно, такие темы гораздо ближе мужской, думающей аудитории, чем девушкам с финтифлюшками, которые предпочитают слышать про «поцелуи в сердце». В общем, «Головокружения» — это песня, предвосхитившая реальность.

О ПРОЦЕССЕ НАД PUSSY RIOT

— Мы прекрасно понимаем законы шоу-бизнеса и промо-кампаний в нем. Политика — это шоу-бизнес с огромными вложениями. Поэтому если о чём-то говорят на всех телеканалах, и это подхватывают все СМИ, никому не затыкают рот и никого не смущаются, значит, это — огромная промо-кампания. Выводы дальше делайте сами — хотите вы участвовать в этом или же предпочтете наблюдать со стороны. На этом фоне очень смешно наблюдать, как Стинг и иже с ним кричат: «Вы посадили музыкантов!». Каких, простите, музыкантов? Да, предположим, не музыкантов, а арт-группу, но тогда где хоть одна арт-акция (кроме тех, которые слили уже после того, как поймали)?

Я считаю, что вся эта история изначально сфабрикована и создана искусственно. Если же абстрагироваться от того, что это — промо-кампания, то люди, заходящие в церковь с любой молитвой, должны иметь право это делать. Если Церковь это запрещает, то это неправильно. Вообще, во всей этой истории Церковь выставляется в не самом выгодном свете, но, возможно, это тоже часть промо-кампании, чтобы влияние этой Церкви ослабить. Если же смотреть шире, то как можно депутатам за изнасилование давать условный срок, а за непонятно что давать сроки реальные? Это настоящий тоталитаризм, который в нашем государстве проявляется всё сильнее и сильнее.

(KM.ru, 21.09.12)

Последние новости