«Петля времени»: Мертвая петля ****
Премьера фантастического боевика «Петля времени» («Looper», США, Китай, 2012, режиссер: Райан Джонсон, в ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Брюс Уиллис, Эмили Блант, Пол Дано, Ной Сеган, Пайпер Перабо) состоялась 25 сентября в кинотеатре «Октябрь».
Джо (Джозеф Гордон-Левитт) — обычный лупер. Так в недалеком (2042 год) будущем называют наемных убийц, но со своими особенностями. Официально путешествия во времени еще не изобрели, они станут возможными только через 30 лет. Перемещения туда-сюда доступны только богатейшим мафиозным кланам, но они используют этот канал не для развлечений — мафия посылает на 30 лет назад провинившихся, а луперы — убивают вновь прибывших. Схема отлажена, механизм работает безукоризненно.
Почти. Дело в том, что луперы, отжившие свое, не выходят на пенсию. Их убивают так же: выстрелом в спину спустя 30 лет. Это называется закрыть петлю. Впрочем, петля — дело тонкое, может и соскочить. Так бывает, когда лупер — из страха или из жалости — не может прикончить пожилую версию самого себя.
Джо-старший (Брюс Уиллис) оказался хитрее. Он отправился в прошлое по своей воле, чтобы убить загадочного Шамана, который сумел необъяснимым образом подчинить своей воле все преступные кланы и закрыть почти все петли. В прошлом предполагаемому Шаману лет 5-7, и на его защиту встает Джо-младший.
Сюжет фильма запутан и не всегда логичен (кажется, это общая беда всех картин о путешествиях во времени), персонаж Уиллиса «путается в показаниях», когда речь заходит о будущем, да и прошлое он видит в какой-то подозрительной дымке. «Петлю» вытягивает мрачная атмосфера, лаконичный, но крайне уместный экшен и, безусловно, актеры.
Джозефу Гордон-Левитту приходилось каждый день по три часа гримироваться под Уиллиса, а также «снимать» его мимику и жесты. Брюс Уиллис, как водится, чувствует себя как рыба в воде в боевике, где нужно стрелять и драться. Но «Петля» слишком жесткая по своему накалу — в ней есть оммаж «Олдбою» и «12 обезьянам», но мало места для самоиронии и почти нет шуток. Как вообще можно шутить, когда персонаж Уиллиса, пусть даже раскаиваясь, убивает детей — мороз по коже.
Режиссеру «Петли» Райану Джонсону явно по душе нуар и вестерны, на эту тему он уже высказывался: «Кирпич» и «Братья Блум» соответственно. Не стоит ожидать от «Петли» научно-фантастического драйва, присущего «Вспомнить всё» или «Бегущему по лезвию бритвы». Здесь нет многомиллионных спецэффектов, зато есть напряжение и философия. Эмоции в ассортименте. За напряженным фантастическим боевиком скрывается многослойная драма, разворачивающаяся во многих измерениях одновременно и требующая от зрителя максимальной концентрации и соучастия.