«ФРАНКЕНВИНИ»: Франкенштейн и его собака *****
Пресс-показ мультфильма «Франкенвини» (Frankenweenie, США, 2012, режиссер Тим Бертон, роли озвучивали Чарли Тахэн, Кэтрин О’Хара, Мартин Шорт, Мартин Ландау, Вайнона Райдер, Аттикус Шаффер, Кристофер Ли) состоялся 04 октября в кинотеатре «Каро-Атриум».
70-е годы, провинциальный американский городок Нью-Холланд с особенным колоритом: ветряная мельница и частые грозы. Типичное американское семейство Франкенштейнов живет спокойной размеренной жизнью: правда, у мальчика Виктора нет друзей, кроме пса Спарки. Мальчик живет в своем мире, он увлечен кино и различными изобретениями. Футбол его не очень-то интересует, именно на футбольной тренировке и происходит несчастный случай: Спарки сбивает машина, а Виктор, узнав на уроке физики о чудесах электричества, решает вернуть любимого питомца к жизни.
Новый мультфильм Тима Бертона на самом деле – старейший из его проектов. Когда-то в далеком 1984 году студия Диснея положила короткометражку «Франкенвини» на полку (говорят, на предпоказах дети плакали от страха, хотя режиссер уверяет, что маленькие зрители так реагировали на мультфильм «Пиноккио», в паре с которым шел «Франкенвини»), а самого режиссера уволила за перерасход бюджета. Прошло почти 30 лет, и теперь уже сама студия пришла на поклон к именитому режиссеру.
К чести Бертона, режиссер не стал кочевряжиться. На озвучку он пригласил тех же самых актеров, что и в 1984 году, а саундтреком занялся бессменный Дэнни Элфман. В результате получился лучший фильм режиссера за последнюю десятилетку.
В общем-то, «Франкенвини» настолько бертоновский, что некуда ставить клеймо. Дело не просто в самоцитатах и отсылках к классике вроде «Битлджюса» или «Эдварда руки-ножницы». «Франкенвини» - просто квинтэссенция «бертоновщины», того, за что так любят фильмы этого режиссера: черный, но очень добрый юмор, кладбищенская тематика, семейные ценности (ну, учитывая любовь режиссера к, мягко говоря, странным семейкам), готика для детей старше 12 лет и всеобъемлющая ирония.
Вообще «Франкенвини» не просто стал первым черно-белым мультфильмом в 3D, это еще и одна из самых изобретательных и трогательных анимационных картин этого года, и признание в любви классическим хоррорам 30-х: пуделиха Персефона с прической как у «Невесты Франкенштейна», школьники, списанные то с Питера Лорри, то с Бориса Карлоффа, соседка Франкенштейнов по имени Эльза Ван Хелсинг и так далее.
Взрослых зрителей, несомненно, порадуют монстры, в ассортименте вылезающие на экран ближе к финалу картины, а для детей у Бертона припасена мораль: все, что ни делается, надо делать с любовью. Даже если это реанимация безнадежно погибшего и похороненного домашнего животного.
Денис Шлянцев, InterMedia