Анита Цой: «Айзеншпис предлагал мне стать солисткой группы “Кино”»
ПОЧЕМУ АЛЬБОМ «ТВОЯ_А» ПОЛУЧИЛСЯ ТАКИМ ПЕЧАЛЬНЫМ?
— В 26 лет мир для тебя лучезарен, какие бы драмы ни происходили. В 41 год — совсем другое ощущение жизни. То настроение, о котором вы сказали, я не придумала, оно пришло ко мне само. Последние пять лет много времени проводила в социальных сетях, где кипят эмоции, далеко не всегда положительные, а уж если кто-то обращается к публичному человеку — держись, столько негатива на тебя выльется. Поначалу это даже пугало, но в какой-то момент во мне заговорил психолог, которым я по одному из своих образований являюсь. Ведь это интересный феномен: почему люди в Интернете так агрессивны? Что стоит за злыми аватарами и желчными строками постов? И выяснилось: сплошь и рядом это совсем молодые люди, очень ранимые, у которых к жизни масса вопросов, а ответов нет. Или пожилые, с горечью оглядывающиеся на неудавшуюся, как им кажется, жизнь. Я поняла, что никогда нельзя отвечать злостью на злость. Надо постараться вывести человека на нормальный разговор. И оказывается, люди по ту сторону баррикад не так плохи…
К этому добавился мой личный опыт, когда муж, на котором всегда держалась семья, в определенный момент принял решение оставить свой пост и покинул место работы, где трудился долгие годы. Так возник сюжет альбома и программы «Твоя_А»: женщина от трудностей и разочарований уходит в виртуальный мир в надежде забыть свои проблемы и начать новую жизнь под новым аватаром. В конце концов, как бы ни была беззаботна и интересна жизнь в виртуальном мире, нет ничего прекрасней реальной любви и реальной дружбы в реальной жизни...
Для воссоздания на сцене виртуального мира и погружения зрителей в атмосферу новых песен я использовала самые современные технологии в видеоанимации, световых эффектах, хореографии, костюмах и, конечно, в звуке. Программу «Твоя_А» мы презентовали в сентябре 2011 года в Кремле, потом нас так же горячо принял Питер – а известно, как строга питерская публика, как трудно ее расшевелить. В 2012-м удалось то, о чём я мечтала все пятнадцать лет: проехать по всем крупным городам России не просто с концертами, а с полноценным шоу. Скажу честно: в финансовом отношении это далеко не так выигрышно, как если бы я выступала на корпоративах, но эмоции зрителей, которые пришли не пожевать бифштекс, а послушать и посмотреть именно тебя, вместе с тобой попеть их любимые песни, всем залом поплакать, порадоваться, — ничем не заменимая подпитка, никакие финансы это не компенсируют.
В КАКОМ ЖАНРЕ ХОЧЕТ СЕБЯ ПОПРОБОВАТЬ?
— Я давно являюсь поклонницей оперного искусства, еще до того, как запела на эстраде. Даже посчастливилось — насколько хватило моей ГИТИСовской стипендии — взять несколько уроков у Нины Львовны Дорлиак (певица, супруга пианиста Святослава Рихтера. — Прим. ред.). Но Нина Львовна сказала то же самое, что и многие другие: моя внешность помешает исполнять большинство классических партий, за исключением Чио-Чио-сан. Да и написаны эти партии по большей части для сопрано, а у меня — контральто, по диапазону это почти то же самое, что тенор. Не случайно в нашей с Любой программе я пела мужскую партию Панталиса — возлюбленного Елены Троянской. Люба, кстати, здорово рисковала, сделав дуэт с певицей из шоу-бизнеса. Судьба мне улыбнулась, подарив встречу с такой яркой, харизматичной артисткой, способной на смелые шаги, граничащие с сумасшествием… Если заниматься оперой всерьез, этому надо посвятить всю жизнь. Там другая техника дыхания, способ звукоизвлечения. Голосовой аппарат созревает постепенно в течение многих лет. Например, Анна Нетребко: посмотрите на силу и выразительность, которую ее голос приобрел к сорока годам. Мне Валерий Гергиев недавно рассказал, я была потрясена: Анна училась в консерватории и так хотела попасть в Мариинский театр, что устроилась туда мыть полы. Гергиев ее за этим занятием и застал. Говорит: «Я был ошеломлен ее красотой. Понятия не имел, что она еще и поет. А потом вдруг увидел ее на прослушивании…»
О ТОМ, ЧТО ЕЕ ШОКИРУЕТ
— Самое ужасное (и я это совершенно не в состоянии понять), как родители могут бросать своих детей. Валяться пьяными в луже в то время, когда их малыши терпят голод и холод, отдавать их в детдома. Однажды я случайно познакомилась в социальной сети с одной девушкой. Она из Кузбасса, из Ленинска-Кузнецкого. Мы стали общаться, а через некоторое время я приехала в Кемерово на концерт, там-то мы и виделись: живая, яркая, умная, энергичная. Я узнала, что она — детдомовская, при живых родителях, при брате, который ею совершенно не интересуется. Еще несколько месяцев на раздумья, и я пригласила ее на работу в мою компанию. Мы вместе уже два года. Не скорою, ей в Москве нелегко, детские комплексы дают о себе знать, она тяжело переносит малейшую критику — сразу защищается. Но то, как мужественно она старается подняться, производит впечатление.
ОБ ИОСИФЕ КОБЗОНЕ
— У Иосифа Давыдовича стараюсь учиться отношению к профессии, семье, стране. Не раз видела, как он подходил Юрию Михайловичу Лужкову и просил подписать письма о помощи композиторам, на чьих песнях мы в советское время росли, а сегодня они бедствуют. Однажды Иосиф Давыдович мне с улыбкой рассказывал, как встает каждый день утром, смотрит на себя в зеркало и задает себе один и тот же вопрос: может, перестать уже помогать всем? Но в 12 часов дня раздавался первый звонок: Иосиф, помоги… Потом второй, третий… И он помогал. А вечером снова смотрел на себя в зеркало и довольный говорил: нет, Иосиф, все-таки ты молодец!
КАК ПОЖИВАЕТ ЮРИЙ ЛУЖКОВ?
— Не знаю. Я не была с ним близко знакома. Общалась только на официальных встречах как жена одного из его сотрудников. Но видела, как мощно развивалась при нём Москва. Могу сказать просто как наблюдатель: это был выдающийся хозяйственник. Короткие встречи с ним всегда были запоминаемы. Помню, как он рассказывал про жизнь пчел. Потрясающая эрудиция! Прекрасное чувство юмора. Он сравнивал рой пчел с обществом людей. Например, я не знала, что в квадратных ульях пчелы вырабатывают намного меньше меда, чем в круглых, потому что в природе они живут в дуплах. Еще я видела старый грузовик с краном, который мэр сделал для перевозки ульев с места на место. Он выгружал ульи в гречишном поле, и пчелы собирали гречишный мёд, выгружал ульи в разнотравье — и получал прекрасный полевой мёд. Я спрашивала: а если пчел вывезти в арбузное поле, то какой мёд получится? И он отвечал: будет арбузный мёд.
О ВИКТОРЕ ЦОЕ
— Юрий Шмильевич Айзеншпис предлагал мне, уже написавшей к тому времени песню памяти Виктора Цоя, стать солисткой группы «Кино». Я отказалась, ведь Виктора в группе «Кино» заменить было невозможно. Я люблю его творчество, но мы однозначно разные артисты. До сих пор мне его песен очень не хватает. Я поднимаюсь под куполом цирка с акробатическим номером под песню «Печаль», как это было в проекте Первого канала «Цирк со звездами» в Витин день рождения. Без страховки, честно. Так же, как прожил свою жизнь сам Витя.
О СВОЕМ УХОДЕ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
— Так случилось — я хочу доказать одному человеку, что общение в соцсетях — вовсе не болезненная зависимость от Интернета. С 1 сентября меня нет ни в одной соцсети. Очень скучаю по своим друзьям и поклонникам. Но спор есть спор. Впрочем, мой пресс-секретарь Марина Важенина со своего аккаунта в твиттере @AnitaTsoy_News пишет обо всём важном, что со мной происходит.
КАК ПОХУДЕТЬ?
— Нельзя прыгать с одного метода на другой. Вообще, если человеку действительно важно похудеть, он добьется этого любой ценой. После рождения сына я сильно поправилась, в 22 года стала весить за сотню килограммов. И чего я только ни перепробовала: металась, читала все газеты и журналы о похудении, смотрела телевизор, садилась то на одну диету, то на другую, даже купила подштанники для похудения, гору антицеллюлитных кремов, пила горстями какие-то таблетки, ходила в спортивный зал. Но что бы я ни делала, вскоре опять набирала вес. Вот именно в тот момент я поняла, что должна быть какая-то система. И конечно, первая отправная точка — это питание. Я придерживаюсь принципов раздельного питания. Ем маленькими порциями и не меньше шести раз в день. Пью много воды: литра два — два с половиной. Но, как и любой нормальный человек, знаю, что в свой день рождения или другой праздник я обязательно буду готовить всякие вкусности. И как тут устоять и всё не попробовать?! Поэтому до и после «праздника живота» я устраиваю себе разгрузочный день. Так лишние килограммы не дадут о себе знать. Ну и, конечно, не пренебрегаю физическими нагрузками. Главное — движение! Если у вас есть собака, то играйте и гуляйте со своим питомцем, танцуйте в клубе, бегайте вместе с любимым в парке, играйте с детьми.
(«Труд», 11.10.12)