Владимир Шахрин («ЧайФ»): «Мы не ракету строим, поэтому не собираемся переворачивать мир»
О СВОЕМ УЧАСТИИ В ФЕСТИВАЛЕ «ЛЕГЕНДЫ РОКА»
— В то время, которое я находился за кулисами, я ощущал очень хорошее фестивальное настроение. Не было такого впечатления, что собрались ходячие мумии, и это нафиг никому не надо. Всё было очень круто, живо, хорошо, все получали удовольствие. Некоторые, правда, сетовали, что неполный зал. Но, во-первых, была ужасная погода. А, во-вторых, я уже потом узнал, что это был день города, поэтому, соответственно, по всей Москве было много бесплатных мероприятий. При нынешнем отношении к деньгам, понятно, что кто-то решил сэкономить. Так что и по публике в этой ситуации всё было адекватно и хорошо. К тому же Стас Намин так подобрал группы, что получилась полновесная музыкальная палитра. Двадцать с лишним коллективов, один на другой не похожи, все со своим лицом. Это говорит о том, что русская рок-музыка — это не миф, а реальная культурная субстанция.
О ПРЕЕМНИКАХ ГРУППЫ «ЧАЙФ»
— Периодически мне попадаются демозаписи, в которых я слышу знакомые нотки. В большей степени, я думаю, есть группы, которые играют на схожей с нами эмоциональной волне. Им нравится, что мы — самоироничны, что мы не ракету строим, поэтому не собираемся переворачивать мир. Иногда нам говорят: «Ну как же, рок-музыка — это же призвание». Я отвечаю: «Слушайте, когда мы в школе собирали первый ансамбль, мы не планировали переворачивать мир и свалить коммунистов. У нас была задача играть музыку, которая нам нравится». Ну и, конечно, был банальный половой инстинкт понравиться девочкам из соседнего класса. Так что и сегодня есть группы с изначально похожим посылом, которые пришли не заколачивать деньги или спасать мир, а просто получают удовольствие, развлекают себя и публику, делая это не пошло.
ОБ АЛЬБОМЕ «ДЕТИ ГОР»
— Тогда, в 90-е, мы одними из первых начали активно заниматься мифотворчеством и начали в качестве приколов придумывать всевозможные легенды. Одна из них, например, сводилась к тому, что Чапаев всё-таки переплыл Урал, что мы нашли его стоянки и родственников. Тогда же мы начали говорить про некие «горские традиции» и вдруг в обиходе наших телевизионщиков начали появляться выражения, типа «на горноуральщине». И вдруг в эту игру втянулись все. Гости Екатеринбурга были обескуражены тем, что город находится в самой низкой части Урала, и гор-то там практически и нет (смеется). Однако мы в эту штуку сыграли. К тому же в детстве я был фанатом Ильфа и Петрова, у которых в «Двенадцати стульях» людей, танцующих на тифлисской дороге, объявляли диким народом.
Для нас этот альбом важен, в первую очередь, тем, что он провел некий водораздел между любительской свердловской группой (хоть и с определенным багажом) и профессиональным коллективом. К концу 91-го года изменилась страна, появился другой флаг и гимн, а город Свердловск стал Екатеринбургом. Все чаще стало звучать слово «шоу-бизнес», а мы стали себе задавать вопрос: что нам делать, оставлять всё как есть или податься в этот самый «шоу-бизнес». Если в шоу на тот момент мы кое-что понимали, то в бизнесе вообще ничего. Никто из нас жвачку продать не мог (смеется).
«Дети гор» — это была первая запись в Москве. В столице мы жили две недели в общаге завода Хруничева на Филях в одной комнате с четырьмя кроватями, тумбочкой и столом. Это был первый наш альбом, где официально заявлены саундпродюсеры — Сергей Галанин и Олег Сальхов. Первый к тому времени уже был нашим хорошим приятелем, а второй был прямо голова, поскольку он делал звук «Морального кодекса», а это воспринималось как эталон. Запись шла в профессиональной студии Стаса Намина, у которой существует красивая легенда, что всё оборудование там оставил Стас Намин. Костя Кинчев меня заранее предупреждал, что ему очень нравится песня «Псы с городских окраин», и он хочет поучаствовать в записи. Когда до нее дошла очередь, мы ему сообщили, что завтра пишем вокалы. В назначенный день приехали Костя, Саша Скляр и два каких-то «перца» из Иркутска с двумя огромными бутылками байкальской водки. Они ждали два часа, после чего никто текста спеть не мог вообще. В итоге мы записали Костин вой, а в буклете написали Акела Кинчев, так как он выл, как волк (смеется).
Атмосфера была душевной. В двух песнях сыграл Серега Воронов, не взяв за это никаких денег. Поставил только одно условие: если мы когда-то будем снимать клип, чтоб никто его партии на гитаре не изображал. И когда мы начали снимать клип «Не дай мне повод», я вдруг про это вспомнил в последний момент, поэтому в тех кусках, где играл Воронов, Бегунов переворачивал гитару и просто возюкал по грифу. А Рушан Аюпов определил звучание песни «Не спеши», его баян добавил народности. Кстати, с этой песней тоже вышла забавная история. Поскольку «Дети гор» изначально вырисовывался как рок-альбом, я посчитал, что «Не спеши» туда вообще никак не ложится. Сказал об этом Бегунову, а он ответил: «Да ладно, ты чё — кайфовая песня. Какая разница — подходит она или нет». В итоге она стала, может быть, одной из десяти самых узнаваемых песен группы «ЧайФ». Поэтому этот альбом для нас так важен — много событий с ним связано. Безусловно, он стоит того, чтобы отметить его юбилей.
КОГДА ВЫЙДЕТ НОВЫЙ АЛЬБОМ?
— Мы поговорили с Димой Гройсманом, и он абсолютно логично мне объяснил, что сейчас на фоне тура и переизданий CD и DVD история с новым альбомом помешала бы информационно. Поэтому решили доработать этот год с этой программой, а в следующем заняться уже новым альбомом. Тем более остросоциальных песен «вечером в газете — утром в куплете» у нас там нет.
О «БУРЖУАЗНОСТИ» ГРУППЫ «ЧАЙФ»
— Да, некоторые хихикают по поводу нашей «буржуазности». По сравнению с тем, что было, мы действительно стали более респектабельными. Но при этом мы всё равно остались достаточно провинциальными парнями, живущими по тем же принципам, по каким и жили. Деньги для нас до сих пор не являются главным стимулом писать песни и выходить на сцену. Хорошо хоть, что их по-прежнему дают (смеется). Просто «Кино, вино и домино» сначала прозвучало у нас на репетиции как некое устойчивое выражение, а потом вдруг под него я начал складывать в голове какую-то концепцию. Действительно, четыре песни оттуда писались как саундтреки к фильмам. Но там они звучали фрагментарно, а здесь целиком. Потом есть песни, явно затрагивающие алкогольную тематику. А «домино» — это когда мужички сидят и ведут достаточно искренние разговоры, взрослые, мужские и зрелые.
О РАБОТЕ С КИНОПРОЕКТАМИ
— Все наши работы с кинопроектами были достаточно успешными. Первой из них была песня «За полшага» для фильма «Порода», который хорошо расходился на носителях. Она вписалась туда абсолютно нестыдно, тем более мы съездили на место съемок и в этих декорациях сняли клип на нее. Песни «Клен ты мой опавший» в этом альбоме нет, но мы тоже считаем удачным предложением Владимира Хотиненко записать ее для фильма «По ту сторону волков». Там была задача связать современную жизнь с картинкой послевоенного СССР. Потом мы записали для фильма «Братаны» «Точку». В принципе, мне сценарий понравился, плюс у нас сложились добрые и искренние отношения с режиссером.
Фильма «Почтальон» я не видел, но я очень люблю Васю Мищенко как актера, очень рад, что он сейчас у Гарика Сукачева блистает в спектакле «Анархия». Он мне позвонил и сказал, что в качестве режиссера снимает этот фильм, и ему очень нужна песня, которую мы написали. Потом был юмористический ситком «Дом кувырком». Мне тоже понравилась история, где один из главных героев любит группу «ЧайФ». Но этому проекту очень не повезло, что он попал под пик популярности «Папиных дочек», а там был похожий сюжет. Так что не жалею ни об одном проекте.
Я даже жалею, что песня «Для него», которая сейчас звучит на «Нашем радио», в итоге не вошла в фильм Саши Любимова, хотя изначально для этого писалась. В картине речь идет о прохождении в 1945 году советских войск через Прибалтику. А когда снимался фильм, как раз разворачивалась вся эта история с Бронзовым солдатом. Такая пошлятина была и с нашей, и с эстонской стороны! Ведь шли 20-летние мальчишки, здесь их настиг бой, там их и закопали. Чего, какую политику вы тут гоните? Просто с уважением к ним отнеситесь — и всё. Даже если вам эта могила мешает в центре города, можно было на уровне министерства обороны без лишней шумихи договориться и с почестями перезахоронить. Нет ведь, устроили с одной, и с другой стороны какую-то показуху. Поскольку меня эта ситуация дико задела, у меня появилась эта песня «Для тебя». Но Саша Любимов мне сказал, что она получилась слишком серьезной, а в кино музыка всё-таки должна идти фоном. В любом случае, я эту песню люблю, и мне за нее нисколько не стыдно.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С КОНСТАНТИНОМ КИНЧЕВЫМ
— Я с глубочайшим уважением отношусь к Косте как к личности. Будучи человеком абсолютно нерелигиозным, я тем не менее убежден, что он совершенно искренне во всё это верит. Он — один из немногих людей в моем окружении, кому я не забываю послать смс-ку на Рождество, потому что я понимаю, что для него это — настоящий Праздник. Плюс я понимаю, что Костя — очень цельная личность, притом что в каких-то вещах мы с ним совершенно не сходимся. Например, я недавно ему звонил с просьбой выступить на нашем фестивале в Екатеринбурге. При этом предупредил, что политики там нет никакой, но в организации нам помогает Фонд Ельцина. Просто когда после последнего финансового кризиса стало совсем хреново, Татьяна Юмашева нам очень помогла. Тем не менее Костя отказался участвовать в фестивале, раз там на афишах стоит фамилия Ельцина, хоть я и пытался объяснить, что никаких благодарственных речей там говорить не будут. Меня это совершенно не обидело. Это его позиция, которую я не понимаю, но принимаю.
О СТРОЧКЕ ИЗ ПЕСНИ ГРУППЫ «СПЛИН» «СВЕРДЛОВСКУ ПОКА ДАЛЕКО ДО ЯМАЙКИ» О ТВОРЧЕСТВЕ «ЧАЙФА»
— До Ямайки далеко, с этим я абсолютно согласен. Я вообще считаю, что в России нет ни одной группы, которая умеет играть музыку регги, но их и на Ямайке-то мало! Это очень сложный жанр. Мы играем стилизацию под регги, поскольку я люблю этот жанр, но у меня не получается, как надо. То есть ничего обидного для себя я здесь вообще не вижу.
О РЫБЕ
— Я очень люблю рыбу и другие морепродукты! Очень переживаю, что у нас в городе нет «большой воды», и возможность получать хорошую рыбу есть только с севера. На местном рынке я знаю место, где привозят такую рыбу оптом. Я прихожу и узнаю: вот, сегодня кефаль, а сегодня муксун. На самом деле, многие рыбаки рыбу действительно не едят — они просто её ловят и раздают.
(Km.ru, 17.10.12)