«РАССКАЗЫ»: Разговоры за жизнь ****
Пресс-показ фильма «Рассказы» (Россия, 2012, режиссер Михаил Сегал, в ролях Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Тамара Миронова, Константин Юшкевич, Дарья Носик, Любовь Новикова, Владислав Лешкевич) прошел 29 октября в кинотеатре «Октябрь».
Молодой писатель (Владислав Лешкевич, он же Влади из ростовской рэп-группировки «Каста») приносит в издательство рукопись «Рассказы». В издательстве его встречают вопросом «А нет ли у вас романа?», и рукопись по причине отсутствия рыночного спроса отправляется в мусорную корзину. Секретарша (Дарья Носик), которую заинтриговал молодой писатель, достает рукопись и погружается в чтение.
Первый же рассказ — «Мир крепежа» — в 2011 г. получил главный приз в конкурсе «Кинотавра». Это своего рода довольно грустная абсурдистская комедия о начинающей свой жизненный путь молодой семье, которая приглашает профессионала (Андрей Мерзликин) спланировать свою свадьбу.
Каждый, кто хоть раз сталкивался с русской свадьбой, бессмысленной и беспощадной, поймет желание молодых «сделать все по-европейски», «не так, как у всех». Впрочем, свадьба — лишь начало жизненного пути, и лучше всего заранее спланировать все остальное — детей, их будущее, потенциальные романы на стороне, наконец, смерть.
Во второй новелле сатирически изображен круговорот бабла в завязанной на взятках российской действительности — с самых низов (техосмотр, поступление в вуз, отмазка от армии и т.д.) и до верха (тут, сам весь в белом, на белом коне на фоне ослепительного зеленого луга появляется президент в исполнении Игоря Угольникова и вещает об антикоррупционных мерах).
Третья часть альманаха — полумистический триллер о библиотекарше (Тамара Миронова), которая, заряжаясь «Евгением Онегиным», помогает следствию найти пропавшую девочку. Четвертая история — эротическая мелодрама о том, как интеллектуал в возрасте (Константин Юшкевич) влюбляется в молоденькую красавицу (Любовь Новикова). Но по мере того, как их отношения развиваются, он с ужасом осознает, что девочка совершенно не разбирается ни в гандболе, ни в истории России, она даже не знает — о времена, о нравы! — что это за «ГубЧК» из песни про Мурку и что в общем-то «трахаться с ней не о чем».
Режиссер и сценарист Михаил Сегал своей второй работой (в кино бывший клипмейкер дебютировал интересной, но, к сожалению, мало кем замеченной работой «Франц + Полина») убедительно доказывает, что говорить со зрителем о российской действительности можно легким и простым языком, не скатываясь в «чернуху» — в «Рассказах» даже матерщина звучит на удивление уместно. Это своего рода ответ «российской новой волне» — Сигареву, Хомерики, Мизгиреву и иже с ними. «Рассказы» не ставят целью шокировать, ударить зрителя наотмашь, ткнуть носом в «свинцовые мерзости жизни».
Герои «Рассказов» — самые обычные люди. Не небожители, преступники или олигархи, не топ-менеджеры, переживающие кризис среднего возраста, и не излюбленная мишень новой российской сатиры — Ровшан с Джумшутом. Ненавязчивый и в то же время запоминающийся, афористичный, гуманный юмор Сегала на порядок выше вымученных поделок производителей «доброго кино».
Резюме: лучший отечественный фильм года для массового зрителя. Это подтверждается призом имени Г. Горина «За лучший сценарий», призом журнала «Кинопроцесс» в рамках «Московской премьеры», призом зрительских симпатий по итогам МКФ «Меридианы Тихого» во Владивостоке и другими наградами.