Андрей Державин: «Меня много показывали по телевизору, потом меньше показывали. На самом деле счастья от этого не прибавляется и не убавляется»
ВЛИЯЕТ ЛИ ПОГОДА НА ЕГО НАСТРОЕНИЕ?
— Я не задумываюсь об этом. Что можно изменить? Погода противная, но жизнь прекрасна. Я родился на Севере, там тоже не Канары. Поэтому к дождям я привык.
ПОМОГАЮТ ЛИ ЛИЧНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ
— Не знаю, не готов обсуждать. Наверное, какие-то переживания помогают в творчестве. Но тема настолько глубокая и таинственная, что, боюсь, мы ее с вами не закроем.
О ПЕСНЕ «ЧУЖАЯ СВАДЬБА»
— Я не так часто бываю на свадьбах. Но меня поразило другое. Мне сказали, что эту песню заводили на дискотеках в пионерских лагерях — это меня очень удивило. Когда я выступал со своими песнями, и доводилось выступать на свадьбах — всегда просили спеть эту песню. Я всегда смущался, пытался обойти этот момент. Говорил: «Ребята, у вас все впереди, зачем вам это нужно сейчас?»
ПОЧЕМУ ЕГО НЕ ОТДАЛИ В ДЕТСТВЕ НА СКРИПКУ
— Я никогда не тяготел к струнным. Я сам не пошел бы на скрипке учиться. Мне нравилось играть на пианино. Моя тетя училась в музыкальном училище, поэтому дома звучала музыка. Я пытался подражать ей, видимо, в этом. Папа играл на гитаре в самодеятельности. Когда я подрос и смог объять гриф пальцами — я уже стал осваивать гитару.
О НАЧАЛЕ СВОЕЙ МУЗЫАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
— Начиналось с того, что мы познакомились с Сергеем Костровым. Он был диск-жокеем, диджеем в нашем городе. Мы с ним пообщались. Он написал стихи, показал их мне, я сочинил музыку. Но все это было на любительском уровне. Мы решили написать песню. Мы ее написали, тут же записали — и она разлетелась моментально по дискотекам.
О ЛЮБИМЫХ ГРУППАХ И МУЗЫКАНТАХ
— Если навскидку — Weather Report мне крышу свернул, Принц со своим альбомом. Все в кучу навалило, тогда очень много музыки появилось. Мне было очень интересно экспериментировать. Купил себе синтезатор, будучи студентом. Но я не понимал, что с ним делать. То есть понимал, что возможности безграничные, и надо было на что-то ориентироваться. Это были первые пробы. А потом стал серьезнее относиться к музыке, могу сказать, что Бах — основа основ.
ПОЧЕМУ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НЕТ ЕГО КОНЦЕРТОВ?
— Мне этот вопрос задают часто. В последние 12 лет, с 2000-го, я играю в группе «Машина Времени». Сам выступаю, но достаточно редко, когда приглашают. В свободное время. Не только в Москве — и в России, и за рубежом. Везде, куда позовут. Но так, чтобы это было постоянно, не получается, не хватало времени. Во-первых, есть чем заниматься. Меня спрашивают: почему не выступаешь? Наверное, потому, что нет человека, который занимался бы этим, нет промоутера. Если бы был человек, который бы этим занимался — был бы какой-то график. Поскольку мне есть чем заниматься самому — я этим и занимаюсь, и получаю большое удовольствие.
О ДЕТЯХ
— У меня двое детей — сын и дочь. Сын взрослый, он занимается музыкой. А дочка маленькая, пошла в школу, музыкой не занимается. Иногда подходит к роялю.
О КИНОМУЗЫКЕ
— Действительно, этим занимаюсь и занимался, и собираюсь продолжать, когда будут приглашать. Мне это нравится. Началось все с того, что я написал музыку к мультикам, к новым сериям «Ну, погоди!», когда у меня родилась дочка. С легкой руки Алексея Котеночкина, который меня туда пригласил, дело пошло. Потом были фильмы.
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ПИСАТЬ МУЗЫКУ ДЛЯ КИНО?
— Для кино, мы уже к кино перешли — это серьезная штука, нужно иметь хорошее образование для этого. А для мультиков — тоже не помешало бы образование. По крайней мере, ноты знать.
НЕ РАЗДРАЖАЕТ ЛИ ЕГО ОБИЛИЕ ДИЛЕТАНТОВ В МУЗЫКЕ
— Я не думаю об этом вообще, занимаюсь своим делом. Не хотелось бы говорить о грустном. Надо заниматься своим делом. Если получается — это обязательно даст свои плоды. Делай — что должно, и будь — что будет.
О САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
— Живя в Ухте, я думал, что буду жить в Санкт-Петербурге, туда перееду, тогда назывался Ленинград. Республика Коми и Ухта — северо-западная зона нашей страны. Мы относились к Питеру. Уже попав в Москву, я обрадовался. Но до этого часто бывал в Питере. И та любовь, которая зародилась, осталась до сих пор. Стоит ли говорить о том, сколько там друзей, как мы любим там бывать. Недавно мы там были. Невозможно рассказать об этом городе в двух словах, с удовольствием приеду.
О СЛАВЕ
— Я не думаю об этом. Меня много показывали по телевизору, потом меньше показывали. Потом опять. На самом деле счастья от этого не прибавляется и не убавляется. Кого-то показывают больше, кого-то меньше.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ ВНУТРИ «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ»
— Когда меня пригласили в «Машину Времени», меня сразу пригласили наравне со всеми. Мне это польстило, потому что я моложе их. Но, с другой стороны, это большая ответственность. Я это ценю до сих пор. Конечно, наравне — а как может быть по-другому? Есть лидеры всегда. Как же можно с этим спорить? Макаревич, Кутиков — это люди с самого основания коллектива. Женя Маргулис, Валера Ефремов. Было бы глупо мне все время вылезать на камеру перед поющим солистом, чтобы показать свое лицо. Да и зачем это делать? Всегда показывают солистов — это абсолютно нормально. Я думаю о другом — о том, как сыграть, что сыграть, чтобы было красиво, интересно. Думаю о том, чем занимаюсь. Удовольствие получаешь совсем от другого — когда получился концерт. Чем лучше играть в группе, чем выступая сольно. Когда выступаешь сольно — особенность этого выступления под минусом. Ты спел и спел. А когда в группе, когда получилось сыграть, когда вошли в резонанс, поймали эту общую струну — это здорово! Мы выходим — столько адреналина! А бывает, что не получается.
БЫЛА ЛИ У НЕГО ЗВЕЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ
— Думаю, да, как у всех. Давно уже, я забыл. Повезло, пролетел.
СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ УСПЕШНЫМ МУЗЫКАНТОМ?
— Не считаю себя безнадежным, все время к чему-то стремлюсь. Все время кажется, что мог бы лучше.
СЧИТАЕТ ЛИ, ЧТО СДЕЛАЛ СЕБЯ САМ?
— Нет, так нельзя говорить, что я себя сделал сам. Во-первых, не сам, у нас была команда. Во-вторых, все было не так легко, потому что мы несколько лет ездили по таким городам и весям, работали в очень трудных условиях. Когда спрашивают: что вы заканчивали? Мы заканчивали филармонию. Когда рядом друзья, всегда легче. Друг всегда поделится хлебом, сахаром. Все было сделано не в одиночку. Да и что бы я сделал в одиночку без Сережи Кострова, который писал стихи.
О СПОСОБАХ ОБЩЕНИЯ
— Самое лучшее общение — личное. Если кому-то что-то нужно сказать — можно позвонить, есть телефон. А Интернет нужен для того, потому что в нем удобно работать: можно файлы пересылать в другой конец света. Мой друг сейчас находится в Лос-Анджелесе, делает музыкальный проект. Если нам нужно что-то сделать совместное — я могу через минуту переслать, здесь в Москве сыграть. Или он сыграет, сюда перешлет.
ХОТЕЛ ЛИ УЕХАТЬ В АМЕРИКУ И РАБОТАТЬ ТАМ?
— Не так надо делать. Надо сначала там заканчивать музыкальную школу, потом заканчивать музыкальное училище, и там оставаться. Либо этим заниматься всю жизнь целенаправленно. Чем они отличаются от нас? Тем, что очень много работают. А мы не работаем. Мы приходим на работу в 12 дня, а они в 8 утра. У них в студиях отсутствуют мобильные телефоны, запрещены. А перерыв на ланч составляет 30—40 минут. А 8 часов они работают. Вот ответ на то, почему английская музыка лучше других или американская. Это объективное понятие. Вы видели церемонию закрытия Олимпиады? Можете себе представить что-нибудь похожее у нас? Я не про Олимпиаду, а вообще про концерты, про организацию шоу. Это все было в прямом эфире. А у нас, когда группа играет даже по телевизору, живой концерт — слышно либо гитару, либо голос, либо барабаны — что-то одно. А там все одновременно, и очень хорошо.
СКОЛЬКО ЛЕТ ДОЛЖНО ПРОЙТИ, ЧТОБЫ ЛЮДИ НАЧАЛИ РАБОТАТЬ?
— Я не астролог. На этот вопрос ответят только русские люди. Если они завтра начнут с себя — все будет хорошо. Я знаю примеры, когда очень известные, состоявшиеся артисты высочайшего уровня в зрелом возрасте поступали учиться в консерваторию и учились тому, чем занимались всю жизнь. Теперь они это делают в 10 раз лучше, чем раньше.
(«Комсомольская правда», 01.11.12)