Борис Гребенщиков: «Вся история человеческого искусства – это повествование о том, насколько изобретательно художник обходит установления общественной морали»
О РОЖДЕНИИ ПРОЕКТА «СЕМЬ ПЕСЕН О БОГЕ»
— Все началось с того, что мне пришло письмо от руководителя хора Московской патриархии с вопросом, не буду ли я против, если хор исполнит несколько моих песен? Я, естественно, не мог поверить своим глазам. Предложение показалось мне со всех сторон совершенно невероятным, и я с удовольствием согласился. Отсюда, насколько я понимаю, и развилась идея оратории. А о замысле автора оратории лучше спрашивать у него самого. Я не имел отношения к выбору песен и в работе над ораторией не принимал никакого участия.
О СВОЕМ ОТНОШЕНИИ К БОГУ
— Я с почтением отношусь ко всем известным мне религиям, но знания мои далеки от совершенства, поэтому ни к одной из них себя не отношу. Мне кажется, что Бог значительно больше любых слов и понятий.
О РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
— Я более 20 лет езжу по России, и за это время мне посчастливилось встретить многих замечательных священнослужителей, а копаться в слухах и оценивать действия РПЦ — не мое дело.
ОБ АКЦИИ PUSSY RIOT
— Очевидно, что храм — не место для политических выступлений. К сожалению, какие-то недалекие деятели сделали из мухи слона: из нелепой околополитической акции сшили абсурдный церковно-государственный скандал. Тем не менее вынесенный приговор, на мой взгляд, компрометирует само понятие правосудия.
О ПРОТИВОСТОЯНИИ РЕЛИГИОЗНОСТИ И СВОБОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
— Я не думаю, что это противостояние когда-нибудь реально существовало. Просто в юности любой художник восстает против существующего порядка вещей, и это естественно. С течением времени и по мере овладения мастерством он начинает обнаруживать свое место в мире и понимать, чего ему на самом деле хочется. Ведь каждый творческий человек в первую очередь все-таки человек, и у каждого человека есть своя этика, а этика у людей одна в общем-то. Ведь не зря Тертуллиан говорил, что душа человеческая по природе христианка. А ограничение свободы самовыражения — вопрос профессионализма каждого творческого человека. Вся история человеческого искусства — это повествование о том, насколько изобретательно художник обходит установления общественной морали.
О КОНЦЕРТЕ 30 НОЯБРЯ В CROCUS CITY HALL
— Создавая программу любого концерта, мы в первую очередь отталкиваемся от того места, где мы будем играть. Crocus City Hall — очень интересный зал: одновременно комфортабельный и большой. Он предоставляет массу интригующих возможностей. Поэтому мы и выбрали его, чтобы сыграть заключительный московский концерт юбилейного большого состава. Эта программа начиналась в Москве — в Москве и закончится.
(РИА Новости, 12.11.12)