Евгений Фридлянд: «Те, кто должен способствовать появлению свежих исполнителей, являются «могильщиками» новой музыки»
О ПРОДУКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
- Неоднократно слышал мнение, что отечественное телевидение производит высокого качества оригинальный продукт. Порой и сам ловлю себя на мысли, что прихожу к такому же выводу. Но если немного копнуть, то выяснится, что и наше телевидение, и наш музыкальный шоу-бизнес абсолютно соответствуют всем другим сторонам нашей жизни: от ЖКХ и медицины до «успехов» в космосе и обороноспособности.
Все телевизионные проекты, которые нас интригуют и завораживают, при ближайшем рассмотрении оказываются лицензионными программами, часто идущими уже несколько лет на крупных американских, британских, голландских или даже испанских телеканалах: Pop Idol, Star Academy, Voice, Factor X и т.д. Там эти музыкальные шоу имеют очень высокие рейтинги, и поэтому их участники в короткие сроки становятся хорошо известными и быстро начинают приносить доходы и себе, и организаторам. Если у них весь шоу-бизнес функционирует по понятным правилам и прозрачным схемам и не так зависим от корпоративно-клановых интересов, то у нас эти «интересы» носят тотальный характер.
О ВЛИЯНИИ ТЕЛЕПРОЕКТОВ НА ШОУ-БИЗНЕС
- Каждая более-менее крупная медийная структура пытается кроме своей прямой деятельности обязательно хоть как-то участвовать и обозначать свои интересы и присутствие в отечественном шоу-бизнесе. Огромное количество телепроектов, призванных «зажигать звезд, выходящих в эфир практически в одно время, по всем правилам контрпрограммирования не позволяет зрителю сфокусировать своё внимание не то что на многочисленных участниках этих проектов, но даже на том, какой телеканал и какую передачу удалось посмотреть последними. Для более широкого пиара проекта образуются связки ТВ-радио-печатное издание, которые соблюдают полный запрет на появление в своём эфире молодых исполнителей-участников других подобных проектов, несмотря ни на талант, ни на качество музыкального материала. То есть участники «Фабрики звезд» (Первый канал) редко попадают в эфир канала «Россия» и наоборот, финалисты проектов канала «Россия» редко бывают в эфире Первого.
О ПРОДВИЖЕНИИ МОЛОДЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
- Если ещё 10-15 лет назад для продвижения молодого исполнителя достаточно было несколько раз «засветить» его на одном из федеральных каналов и поставить в ротацию композицию на одной-двух радиостанции, то сегодня при существовании нескольких десятков телеканалов и не менее сорока-пятидесяти радиостанций сформировать более-менее внятную и реализуемую рекламную кампанию практически невозможно.
Вот и получается, что по прошествии почти десяти лет с момента появления первых музыкальный проектов на нашем ТВ мы имеем не более пяти артистов, как-то зацепившихся в информационном пространстве и имеющих хоть какую-то собственную аудиторию. А ведь ещё недавно все так активно обсуждали пару десятков действительно талантливых и перспективных имён. Про уровень коммерческой целесообразности я промолчу.
О НОВЫХ ТЕЛЕПРОЕКТАХ И СУДЬБЕ ИХ ВЫПУСКНИКОВ
- В новом сезоне телеканал «Россия» запустил и успешно реализовал проект «Битва хоров», который не использовал, как это бывает зачастую, детей, бредящих сценой, а был основан на коллективном творчестве и сориентирован на региональный патриотизм. Проект яркий, интересный, но вряд ли имеющий хоть какое-то отношение к шоу-бизнесу. А вот Первый канал рискнул. Казалось, что за последнее десятилетие уже все, кто хотел и мог участвовать, прошли через все музыкальные телепроекты от «Фабрики звезд» до «Фактора А». Ан нет! То, что мы видим в эфире проекта «Голос», действительно удивляет! Откуда вдруг такое количество неординарных, самобытных и по-настоящему талантливых исполнителей?
Цель у всех этих проектов должна быть одна - выявление новых исполнителей. Но что будет дальше с новыми артистами, никого не волнует. Я понимаю логику, по которой подобран «тренерский штаб» в «Голосе». Очевидно, что Леонид Агутин – один из лучших композиторов, Градский - один из лучших вокалистов, с большим опытом, Пелагея, наоборот, молодая и единственная, кто делает такую музыку в народном стиле и Билан - самый популярный молодой исполнитель. Но никто из них не будет заниматься победителями дальше.
Непонятно, зачем приглашать в «Фактор А» композитора Игоря Николаева, который по окончании проекта вряд ли кого-то из участников будет раскручивать. Зачем нужен в жюри Роман Емельянов, если «Русское радио», которое он представляет, не крутит песни участников этого проекта? В «тренеры» подбираются раскрученные персоны, которые не заинтересованы в будущем новых артистов. Когда заканчивается телепроекты, все их многочисленные участники попадают во враждебную среду большого шоу-бизнеса. Все те, кто должен способствовать появлению свежих исполнителей, являются «могильщиками» новой музыки. Чаще всего диски с песнями, которые молодые артисты несут на радио, тут же отправляются в корзину, их никто не слушает. Потому что уже есть список песен, которые должны встать в ротацию (потому что за них либо уже заплачено, либо с артистами, их исполняющими, существуют некие корпоративные отношения). Вот поэтому у нас на эстраде десятилетиями царят одни и те же звёзды, не желающие давать дорогу молодым.
О ШАНСАХ МОЛОДЫХ АРТИСТОВ
- Даже при наличии опытных продюсеров со связями всё равно невозможно противостоять артистам с большими бюджетами. Для примера: Стас Михайлов в пору своей раскрутки лет 5-6 назад «заносил» на одну из радиостанций 1,5 млн долларов в течение двух лет, чтобы его песни были в эфире. В какой-то момент Стас стал гастролёром номер один. Но сейчас у него падают сборы. На днях в Омске его концерт из-за низкого спроса был перенесён из дворца спорта в театр. Да и там было продано всего 70 % билетов.
Я не сторонник различных мнений, что голоса есть, а харизматичных артистов нет! Как это можно определить в таких условиях и за такое короткое время! Давайте посмотрим, как будет развиваться проект «Голос». Отдадут ли «состарившиеся и коррумпированные» ТВ и шоу-сообщество и с каким желанием хотя бы небольшую часть «поляны» новому поколению? Или юные, с несформированной и неокрепшей психикой, жертвы подковёрных интриг и клановых противостояний так и останутся за бортом нуждающейся в новых именах отечественной эстрады?
(«Аргументы и факты», 28.11.12)