«Линкольн»: Цель оправдывает средства ***
Историческая драма «Линкольн» (Lincoln, США, 2012, режиссер Стивен Спилберг, в ролях – Дэниел Дэй-Льюис, Салли Филд, Дэвид Стрэтэйрн, Джозеф Гордон-Левитт, Джеймс Спэйдер, Хэл Холбрук, Томми Ли Джонс, Джон Эрл Хейли) вышла в российский прокат 24 января.
Изнурительная гражданская война между Севером и Югом близка к завершению. Переизбранный на второй срок президент Линкольн тем временем всеми правдами и неправдами пытается протолкнуть в Палате представителей Конгресса 13-ю поправку к Конституции США, отменяющую рабство. Интересно, что республиканцы поддерживают его в этом, а демократы – освистывают. (Особенно интересно это тем, что фильм выходит на экраны после переизбрания демократа Барака Обамы на второй срок).
Закулисные интриги, подковерная политическая возня, немного семейного быта, совсем чуть-чуть (и это весьма странно для режиссера «Спасти рядового Райана») ужасов войны – вот тот материал, из которого состоит 150-минутный хронометраж фильма. 12 номинаций на «Оскар», 10 номинаций Британской академии, «Золотой глобус» Дэниелу Дэй-Льюису – таков пока что скромный багаж «Линкольна».
Фильм Спилберга можно с натяжкой счесть революционным: его Авраам Линкольн (в блестящем исполнении Дэниэла Дэй-Льюиса), конечно же, не убивает вампиров, но с хитрым ленинским прищуром травит байки, запанибрата общается с пролетариатом, простите, обычными солдатами, скандалит с женой, а также всей душой переживает за своего сына, первенца Роберта (Джозеф Гордон-Левитт), который рвется на войну выполнить свой гражданский долг.
Однако большую часть хронометража «Линкольна» занимают подлоги, подкуп и шантаж, направленные, конечно же, на достижение великой цели и во имя демократии и торжества законности. Цель оправдывает средства: президент Линкольн, как мудрый и гибкий политик и юрист, не чуждается даже откровенной лжи. И это ставит перед зрителями неудобные в плане морали и этики вопросы.
Все бы ничего, отличный актерский состав, серьезный подход режиссера, мастерски восстановленная атмосфера и превосходная работа художников и декораторов, но для двух с половиной часов одних интриг как-то маловато. Неподготовленного зрителя, избалованного экшеном и спецэффектами, сразу же с головой засыпают именами и фактами, а логика американских законодателей порой куда изощреннее привычного мракобесия российских депутатов. Впрочем, дебаты в Палате представителей мигом сгоняют сон со зрителя: эмоции накалены, красноречие и язвительность брызжут во все стороны, того и гляди на экране появится Владимир Вольфович со стаканом сока.
Так что самый напряженный и захватывающий (несмотря на то что все знают, чем кончится дело) момент «Линкольна» - голосование в Палате представителей, однако до него еще нужно дожить. А не заснуть в течение этой вялой с редкими проблесками двухчасовой лекции по американской истории сможет лишь фанатик. Интересующимся вопросом за глаза хватило бы документального фильма длиной в академический час.