Владимир Бортко: «Моя объединяющая идея - сохранение народа»
ПОЧЕМУ НИКАК НЕ ПРИМУТ ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ?
- Всё очень просто: рубль вначале! Как в той песенке: «Всюду деньги, деньги, деньги. Всюду деньги, господа!» В чём разница между нынешними, назовём их либеральными, временами и советскими? В направленности деятельности. Ибо при советской власти - хотите или не хотите - существовала хотя бы декларация, что делаем мы всё ради высшей цели. А сейчас каждый день слышишь: «Игроки на рынке начали…» Слушайте, кто такие эти игроки?! Но ведь они играют мной, вами. Нашими жизнями. Я не хочу этого! Так что цели-то нет! Или есть? Тогда какая? «Обогащайтесь!»? Как сказал один сидящий ныне в камбоджийской тюрьме человек, «если у тебя нет миллиарда, иди в ж…». Очень точно, между прочим, выразил мысль! Ну нет у меня миллиарда. И миллиона нет. Но туда, куда он меня послал, пускай сам идёт!
НУЖНЫ ЛИ «ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ», КОТОЫЕ СОЕДИНЯТ ОБЩЕСТВО?
- Нашу многонациональную Российскую Федерацию должно что-то скреплять. При советской власти её, повторюсь, скрепляла социалистическая идея: нет ни эллина, ни иудея, а есть идея построения общего светлого завтра, объединившая многочисленные нации нашей страны в единый советский народ. Ах, говорят, эта идея была насквозь фальшива. Возможно, в чём-то она и была фальшива. Но она работала! Мы выиграли войну и не развалились, как предполагал Гитлер. И ты мог спокойно идти вечером по улице Ташкента или Баку. А сегодня вы по Москве пройти попробуйте!
Когда борцы за демократию ликвидировали социалистическую идею, они ничего взамен не предложили. И неслучайно, кстати. Им была не нужна сильная, объединённая идеей Россия. Вот и получили мы страну с сотней миллионов жителей, 120 национальностями и т. д., которую НИЧТО НЕ СКРЕПЛЯЕТ! Ну скажите: почему якуты должны жить вместе с чеченцами? А карачаевцы - вместе с Архангельской областью? Зачем? Моя объединяющая идея - сохранение народа. Не только русского - любого. Я и за великий татарский народ, и за великий якутский народ. Которые на референдуме должны сказать, с кем они хотят быть. И когда они решат, что хотят быть в единой семье с имеющим своё государство русским народом - а в том, что они это скажут, я ни секунды не сомневаюсь, - отношение к этому союзу будет у них уже совсем другим!
ЧТО ОН ХОТЕЛ РАССКАЗАТЬ ПРО СТАЛИНА, ЧТО ЕМУ ЗАПРЕТИЛИ СНИМАТЬ ЭТОТ ФИЛЬМ?
- Правду! Ибо это, пожалуй, самая оболганная личность во всём ХХ веке. Самая! Цитата из выступления Никиты Сергеевича Хрущёва на ХХ съезде: «А разве он (то есть Сталин) руководил фронтами, товарищи? Нет, он просто подходил к глобусу и показывал!..» И это - о человеке, который, собственно, и воспитал всех советских маршалов! Смотрите, какая интересная вещь: почему именно Жукова, не умаляя его великих заслуг, называют «маршалом Победы»? А не Василевского? И не Рокоссовского, который был самым талантливым из них, потому что положил гораздо меньше народу, а сделал гораздо больше? Потому что это попытка вытеснить из сознания народа образ победителя Сталина, заменить его маршалом Победы.
Что такое Сталин? Это человек, который за 30 лет сделал нашу страну самой читающей. В Советском Союзе в рекордные сроки была ликвидирована неграмотность. Да, тогда тоже брали и давали взятки. Но в масштабах, не угрожающих существованию государства. А ответственность за них была реальной, и притом неотвратимой.
При Сталине в стране существовала самая передовая наука, разработавшая в том числе и атомную бомбу, и ракету, поднявшую человека в космос. Между прочим, нас с вами не должно было быть вообще. У американцев времён Эйзенхауэра был план «Дропшот» («Моментальный удар»): сбросить 70 бомб на советские города. И перед Сталиным стояла задача: в кратчайшие сроки сделать что-нибудь, чтобы остановить американцев. И сделали!
А искусство?! В эти годы творил Станиславский, систему которого до сих пор превозносит весь театральный мир. Музыка! Шостакович, Хачатурян. Балет, тот самый, в котором мы были впереди планеты всей. Уланова, Лиепа, Чабукиани… Тоже тогда! Литература! То, что мы все читали и читаем до сих пор, - Шолохов, Алексей Толстой, Булгаков…
Репрессии - да, были репрессии. Но почему-то не вспоминают одну деталь: на одном из этих расстрельных списков рукою Сталина было написано: «Никита, уймись!» Потому что первым, кто сказал, что нужно увеличивать категорию А - расстрел, был Никита Сергеевич. И это историческая правда! И для того, чтобы выскочить из этой истории, чтобы перечеркнуть всё сделанное, подписанное, принятое, чтобы выиграть борьбу за власть, и был проведён ХХ съезд.
Нечто похожее, кстати, происходило по смерти царя Петра. Пётр смог создать целую плеяду идеальных исполнителей. И первым из них был Александр Меншиков. Вор, но великолепный исполнитель! Кто, по сути, построил Петербург?
Алексашка! Он решал самые сложные проблемы, это была правая рука Петра. Пётр обладал ценнейшим умением - выбирать лучших. И был окружён поистине великими исполнителями. Но вот Пётр умирает. И остаются люди, которые знают, КАК делать, но не знают ЧТО. И начинаются драки, делёж власти. Чем кончил «товарищ Меншиков»? Ссылкой. Где оказалось ближайшее окружение Сталина после его смерти? Кто не у дел, а кто и в могиле… А сам Никита Сергеевич? На даче! Слава богу, не расстреляли.
Я хотел рассказать про Иосифа Виссарионовича правду и ничего, кроме правды! Шесть докторов наук писали вместе со мной сценарий. Всё основано на документах. Это период от величайшего триумфа нашей страны и её генералиссимуса - взятия Берлина - до убийства Сталина в 1953 году. То, что его именно убили, для меня очевидно.
Там все - все! - хотели его смерти. Начиная от президента США и Черчилля и заканчивая отставленными членами Политбюро и ближайшим окружением, которое тоже считало, что зажился старик. Но снять такой сериал означало бы пересмотреть устоявшиеся взгляды на нашу историю. А на это общество пока пойти не готово.
БУДЕТ ЛИ МЕНЯТЬ СЦЕНАРИЙ?
- Нет, я сейчас работаю с каналом «Россия», с людьми, которых я уважаю. С ними буду снимать фильм «Душа шпиона». Есть такой замечательный человек, бывший разведчик Михаил Любимов. Он написал книгу «И ад следовал за ним…» - про нашего разведчика, действовавшего в конце 80-х годов ХХ века. А я перенёс действие в наши дни - это будет рассказ о работе нашего агента в Лондоне.
(«Аргументы и факты», 06.02.13)