Артемий Троицкий: «Любители классического рока — это люди с той же планеты, что и я»
О ЗАКРЫТИИ ПРОГРАММЫ «FM ДОСТОЕВСКИЙ»
- Когда в декабре 2012 года я сидел в студии и записывал очередные выпуски программы, я и представить себе не мог, что она закроется. А когда это случилось, а случилось это как гром среди ясного неба, появилось желание начать с чистого листа, не тянуть эту программу на, кажется, пятую или шестую по счету радиостанцию. К тому же очень надоело отвечать на вопросы, почему «Достоевский» и какое Федор Михайлович имеет отношение к рок-музыке, а такие вопросы задавали достаточно часто. <...>
Разумеется, мне куча народу сразу сообщила, что это было сделано по политическим мотивам, что это было связано с моей общественной деятельностью и моей общеизвестной фрондерской позицией. Я вполне допускаю, что это было одним из мотивов, но вряд ли главным. Мне сказали, что станция переформатируется, что музыкальных авторских передач у них больше вообще не будет — это на самом деле так. Моя авторская программа там была последней из оставшихся после того, как слетели программы [Александра] Липницкого и [Николая] Арутюнова. Так что мои претензии сводятся не к тому, что это было сделано, а к тому, каким достаточно хамским и непрофессиональным образом это было оформлено.
СЛУШАЕТ ЛИ ПО-ПРЕЖНЕМУ МУЗЫКУ НА ФИЗИЧЕСКИХ НОСИТЕЛЯХ?
- Я не могу себя заставить это делать по-другому. Отчасти это связано с моей общей старорежимностью и патриархальностью. Я люблю носители. Я люблю и винил, но винил сейчас все любят. Компакт-диски очень удобны, симпатичны и, в отличие от винила, совершенно нетребовательны. С виниловыми пластинками надо обращаться как с капризными девушками: сдувать с них пылинки, аккуратно ставить тонарм — и они еще скрипят после этого! В этом смысле CD несравненно удобнее. Конечно, было бы намного рациональнее и дешевле, если бы я все скачивал. Но, во-первых, мне это не нравится: я все-таки люблю, чтобы была вещь. Во-вторых, я живу в лесу, и у нас там нет быстрого Интернета. Одну песню можно скачивать полчаса. И на фиг я буду себя истязать такого рода процедурами? Так что нет.
О СВОИХ ЦЕЛЯХ НА РАДИО
- Все мои передачи были именно просветительскими. Никаких коммерческих или карьерных целей я отродясь не преследовал, тем более сейчас, когда рекламируй диски или не рекламируй — все равно их никто покупать не будет. Мне просто очень нравится делиться с заинтересованными людьми какой-то занимательной музыкой. А знаю такой музыки я, возможно, больше всех в стране.
О ПЕРЕХОДЕ НА ROCK FM
- Я вообще, очень рад, что вернулся на чисто музыкальную радиостанцию. То есть на станцию, которую слушают не интеллигентные пенсионеры и не молодые бизнесмены, а конкретно любители музыки, причем принципиально не попсовой, и, предположительно, самых разных возрастов. Мне это приятно, и я абсолютно уверен в том, что аудитория Rock FM скорее поведется, как говорится, на мою передачу, чем, скажем, аудитория «Эха Москвы».
То есть я полагаю, что аудитория, скажем, «Русского радио» моей программы не восприняла бы вообще — они бы все отключились на первой же минуте, причем на первой же минуте любой песни, которая там звучит. Но для меня это вообще не аудитория, для меня это люди с другой планеты. А любители классического рока — это люди с той же планеты, что и я. Моя музыкальная доктрина очень далека от классического рока, но классический рок — это музыка. В отличие от Стаса Михайлова, который вообще к музыке не имеет отношения.
Так что я могу с рок-консерваторами найти общий язык, у нас есть точки пересечения. И если уж говорить о просветительстве, то аудитория Rock FM — это как раз самая благодарная аудитория. Это не хипстеры, которые уже нахватаны в актуальной музыке в достаточной степени, а это меломаны, но такие, слегка... как бы это сказать... замшелые. И самое время сдуть какое-то количество пыли с их барабанных перепонок.
ПОЧЕМУ ПРОГРАММА ВЫХОДИТ НЕ НА «ЭХЕ МОСКВЫ», КАК ПЛАНИРОВАЛОСЬ ИЗНАЧАЛЬНО?
- Основная причина того, что не сложилось у меня по второму разу с «Эхом Москвы», — чисто шкурная. Там до смешного мало платят своим авторам. Может быть, среди сотрудников есть такие, кто получает вполне достаточно, но я не являюсь для «Эха Москвы» профильным активом, потому что музыка для них — третьестепенное дело. Соответственно, та зарплата, которая мне была предложена на «Эхе»... эта сумма прозвучала для меня как легкое издевательство. Особенно учитывая то, что, насколько мне известно (а мне это известно доподлинно), «Эхо Москвы» сейчас в коммерческом отношении — радиостанция процветающая. У нее высоченные рейтинги, огромное количество рекламы. То есть это не то чтобы с трудом выживающая, экономящая деньги, дышащая на ладан контора.
Я не склонен Венедиктова в этом винить. Похожий подход, например, был — в прошлом веке, по крайней мере — у американской телестанции CNN. Они никогда, в отличие от всех прочих, не платили за интервью и комментарии — объясняя это тем, что они настолько крутое и престижное СМИ, что удостоившиеся эфира должны быть счастливы, что их показывают. У Венедиктова примерно такой же комплекс «сверхполноценности».
О РОЛИ РАДИО В СМИ
- Я думаю, что радио — это, конечно, уходящая натура. К сожалению, поскольку я сам радио очень люблю. Я люблю радио гораздо больше, чем телевидение, и в этом смысле всякие лозунги типа «Слушайте радио, остальное — видимость!» мне близки по-человечески. Но, с другой стороны, я вполне отдаю себе отчет в том, что Интернет не то что занес над радио дамоклов меч, а, в общем-то, этот меч уже опускается, хотя делает это медленно и плавно.
Думаю, что радио очень быстро покатится вниз, как только начнут в массовом порядке выпускать оборудованные Интернетом машины, где можно будет легко, вместо того чтобы нажимать FM-кнопку, переключаться на какие-то свои любимые интернет-подкасты. В этом случае радио придет пушной зверек песец. Пока этого не произошло. Я думаю, что лет пять еще точно есть — а может быть, дай бог, и немного больше. В любом случае, когда радио потеряет львиную долю автомобилистов, оно будет жить в основном за счет пенсионеров и домохозяек, но это не совсем моя аудитория.
О НОВЫХ ПРОЕКТАХ
Ну, есть некоторые вещи, которые я делаю в течение какого-то времени. Скажем, есть «Опыт рока: год за годом», который у меня идет на интернет-телевидении «TV Jam». Это своего рода подкаст, и надо сказать, что этот проект меня очень увлек. Он совершенно не денежный. Но это тот редкий случай, когда я получаю не только удовольствие от создания программы, но и узнаю довольно много для себя нового в процессе ее создания.
(Lenta.ru, 25.03.2013)