«Транс»: психологический триллер с элементами драмы и фарса
Дэнни Бойл, как это остроумно подмечено рецензентом Никки Боган, никогда не снимает один фильм дважды. Этот принцип действительно отчетливо просматривается в последних его фильмах: он то снимет хоррор о зомби-апокалипсисе («28 дней спустя»), то научно-фантастическое кино («Пекло»), то специфическую драму - историю успеха («Миллионер из трущоб») и экспериментальную драму об отрезании конечностей («127 часов»), а то и вообще ленту комедийного характера («Миллионы»).
Более того, трудным представляется выделить какую-то общую для всех картин режиссера тему: он либо безжалостно исследует то, на что способен человек, попавший, кажется, в безвыходную ситуацию, либо искренне выказывает ноты фатализма, либо талантливо, по-черному, насмехается над своими героями и даже зрителем, не гнушаясь аморальности и цинизма.
Его новый фильм «Транс» – ремейк одноименного малоизвестного ТВ-фильма 2001 года – рассказывает нам историю о похищении картины и, на первый взгляд, о классическом герое, который попал не в то место не в то время. Главный персонаж фильма Саймон, на удивление живо сыгранный Джэймсом МакЭвоем, получает от похитителя по голове, пытаясь, как поначалу кажется, предотвратить похищение картины, за которую он ответственен, пренебрегши заявленным принципом о том, что «ни одно произведение искусства не стоит человеческой жизни». Однако оказывается, что всё не так просто и похитителю Фрэнку, на роль которого очень удачно и предсказуемо подошел Венсан Кассель, картина в итоге не досталась, и знал, где она, только Саймон, который, в свою очередь, частично потерял память после пережитого удара. Как только пытки не оправдывают потраченных на них усилий, единственным выходом остается отвести Саймона к случайным образом выбранному очаровательному медиуму (Розарио Доусон), а вот тут-то и начинается транс.
Название фильма невероятно уместно не только для характеристики сюжетных перипетий, но и для отражения состояния зрителя, которого постановщик так умело вовлекает в экранное действо через неординарные стилистические приемы. Работа постоянного оператора Бойла Энтони Дод Мэнтла восхищает смелостью подбора оригинальных ракурсов съемки и своим фирменным подходом к работе с цветом. Монтаж, в помощь которому имеется удачно подчеркивающая напряжение музыка, динамичен – картина смотрится чуть ли не на одном дыхании. «Транс» держит зрителя «в трансе» до самой развязки.
Бойл манипулирует зрителем, переставляя его симпатии и антипатии от одного персонажа из трио главных героев к другому. Порой насмехается, переворачивая только что казавшееся реальным вверх тормашками. Шокирует, привычно показывая натуралистически достоверное насилие с обилием деталей.
«Транс» довольно трудно определить относительно других фильмов режиссера, фильм то кажется солянкой избранных приемов Бойла, который стыкует серьезное и несерьезное из прошлых своих работ, то кажется лишь талантливым жанровым фильмом, на который почему-то затратил время выдающийся постановщик.
Что ж, актерские работы хороши, все типажи подобранны крайне метко. Техническая составляющая может только радовать. Не самая оригинальная завязка сюжета оригинально обыграна, и от того такой сюжет по-новому интересен. Это хорошее кино как для попкорно-жевательного времяпровождения в кинотеатре, так и для вдумчивого ознакомления с произведением, которое вполне можно припаять к постмодернизму и в котором, при желании, можно поискать и какие-либо скрытые смыслы.