Российские музыканты ежегодно теряют $70.000.000 из-за пиратов
Потери российских музыкантов от действий пиратов, нелегально распространяющих их произведения в Интернете, ежегодно составляют около $70.000.000. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил директор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов.
По его словам, доходы пиратов от незаконного распространения музыки в Сети составляют примерно сто - сто пятьдесят миллионов долларов, в то время как правообладатели теряют половину доходов от продажи музыки.
- Российские пираты в первую очередь убивают именно российских авторов, - утверждает г-н Агронов. - Допустим, Мадонна зарабатывает в Интернете 100 рублей, из них лишь 5 рублей - в России, и если Рунет полностью станет черным, то это существенно не сказывается на доходах певицы.
Учитывая тот факт, что для отечественных исполнителей основным рынком является Россия, материальные потери вследствие нелегального распространения их произведений на территории РФ могут составить до 95%.
- Сейчас в Рунете половину репертуара составляют записи российских исполнителей, а другую половину – иностранных. При этом доля прослушиваемой российской музыки снижается год от года и к 2015 году на иностранную музыку будет приходиться уже 70% рынка, - сообщил эксперт, добавив, что, таким образом, деятельность интернет-пиратов мешает развитию российской музыкальной индустрии и лишает ее средств к существованию. Г-н Агронов также отметил, что в России существует слишком мало легальных онлайн-сервисов, которые позволяют бесплатно слушать музыку и выплачивают вознаграждение правообладателям из средств, полученных от рекламы.
Г-н Агронов считает, что борьбу с пиратством в России следует вести на законодательном уровне: в частности, внести ряд изменений в Гражданский кодекс, указав, что пиратские сайты несут полную ответственность за нелегальный контент. Кроме этого, эксперт считает необходимым внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволили бы авторам отстаивать свои прав, не прибегая к длительным судебным процессам.
- Если завтра необходимая законодательная база возникнет, то в течение полутора-двух лет российский музыкальный рынок может подняться с 22-го места на 15-е место, а позже и на 10-е место в мировом рейтинге, - уверен он.
Несмотря на наличие большого количества легальных ресурсов для прослушивания музыки, международный музыкальный рынок тоже страдает от пиратов. Исполнительный директор Международной федерации музыкальной индустрии (International Federation of the Phonographic Industry – IFPI) Францез Мур приводит оценку Министерства юстиции США, согласно которой выручка крупнейшего американского ресурса Megaupload оценивается более чем в 175.000.000 долларов, а потери правообладателей – в 500.000.000.
При этом и в России, и за рубежом стремительно падают продажи музыки на физических носителях. Как отмечает Францез Мур, доходы от записи CD в 2012 г. составили примерно 16.500.000.000 долларов против 27.800.000.000 в 1999 г. Резкое снижение доходов эксперты связывают именно с появлением цифрового пиратства, активно атакующего музыкальный рынок в последние годы. Впрочем, падение продаж CD-дисков компенсируется появлением новых легальных цифровых каналов и музыкальных интернет-сервисов: iTunes, YouTube, Spotify и других, выплачивающих авторские гонорары.
- Но общая доходность музыкального бизнеса сократилась в принципе, что негативно сказалось на появлении и развитии новых артистов и музыкантов, - признала Францез Мур, добавив, что эта общемировая тенденция постепенно слабеет на некоторых рынках, например, в Швеции, где обороты крупнейшей в стране звукозаписывающей компании за последний год выросли вдвое.
В то же время результаты экспертизы, проведенной Институтом перспективных технологических исследований (The Intitute for Prospective Technological Studies), показывают, что пиратская деятельность в Интернете мало влияет на продажи.
- Очевидно, что большинство музыкальных композиций, потребляемых нелегально, не будут покупаться, если веб-сайты не предоставляют платные услуги, - сообщается в исследовательском докладе.