«Чертово колесо инженера Ферриса» - «Church Of Something Else» ****
2012 «Союз мьюзик».
Второй русскоязычный альбом «Чертова колеса инженера Ферриса» продолжает линию, начатую пластинкой «Wanna Ride?». Это все тот же развязный электропанк-электроклэш-сайкобилли «с блэкджеком и шлюхами»: бесстыжие женские и хамовато-снисходительный мужской голоса произносят совершенно, по нынешним временам, вопиющие тексты. На «Wanna Ride?» была потрясающая фраза, спетая без грани иронии: «Смерти, снятые на пленку, обнаженка, расчлененка, чем еще развлечься ночью парню моих лет?» «Church Of Something Else» (в переводе «Церковь чего-нибудь еще») тоже богата на подобные поэтические экзерсисы. Некоторое однообразие аранжировочных приемов (не отменяющее, правда, победительной витальности этих бодрых мелодий) вполне компенсируется прекрасным черным юмором, переходящим в неполиткорректность вплоть до кощунства.
«Я превращаю нашу постель в таинственный храм», «мы придумаем новых веселых богов» - заявляет Феррис в первом треке «Сектантство и эскапизм», получая от солистки группы встречное предложение «давайте возляжем на нашем большом алтаре». Ощущение куража и опасности усиливает песня «Когда мамы нет дома»: «Порноикона, порноикона, немного Гоморры, немного Содома, порноикона, порноикона, дьявол приходит, когда мамы нет дома» (кстати, в куплетах там не менее забойный текст, так бы и цитировал; впрочем, послушайте сами). «Мы идем через ночь, и сам дьявол выходит из тени, но я знаю одно – вдвоем нам не страшно идти», - поет «Чертово колесо» в без дураков жизнеутверждающем гимне «Мы идем через ночь». Финальный трек оптимистично называется «Мы отправляемся в ад», и в нем музыканты используют цитату из советского шлягера «Папа купил автомобиль»: «Где-то за городом, очень недорого ты отправляешься в ад».
Это лишь некоторые примеры качественной работы с неоднозначными материями – но для танцевального альбома более чем достаточно. Еще пару лет назад я бы удивился, почему столь интересный проект занимает столь узкую нишу в нашем скучном шоу-бизнесе, которому явно не хватает подобного веселого цинизма. Но сейчас остается только порадоваться тому обстоятельству, что среди слушателей «Чертова колеса инженера Ферриса» нет случайных людей. В каждом рисунке солнце, а в каждой песне пластинки – если не надругательство, то ржание над «вековыми ценностями» и «духовными скрепами». Здравомыслящая часть общества (та, которая по крайней мере понимает, что такое «черный юмор») с удовольствием поржет вместе с Феррисом (и попляшет заодно), а вот всякого рода православным фундаменталистам, защитникам прав детей и прочим поддерживаемым на государственном уровне мракобесным крикунам о «Церкви чего-нибудь еще» лучше не знать. Во-первых, им поспокойнее будет, а во-вторых, музыкантам совершенно ни к чему погружаться в царство современного русского абсурда, до которого далеко даже «феррисовским» текстам. С охранителей нравственности и строителей «православного Ирана» станется – по судам затаскают за упоминание дьявола, ада и алтаря.
Так что, друзья, вы этот диск громко не слушайте и эту рецензию никому не показывайте. Кроме, конечно, людей умных, ироничных и здравомыслящих. Сами будем слушать хорошую музыку, а эти пусть наслаждаются Бабкиной и Газмановым.
Алексей Мажаев