Почему Алексей Рыбников перестал сочинять песни
Программа «Достояние республики», посвященная Алексею Рыбникову, выйдет в эфир Первого канала 9 июня в 18.50. Это последний из отснятых, но пока не вышедших в эфир выпусков «Достояния». Съемки прошли еще 24 октября прошлого года в телецентре «Останкино». На трибуне гостей Алексея Львовича присутствовали Марк Захаров, Евгений Герасимов, Андрей Максимов, Игорь Кохановский, Диана Берлин, Пелагея, Вениамин Смехов, Гарри Бардин и др. Десять лучших песен авторства Рыбникова так впечатлили студию, что композитора неоднократно в лицо назвали гением. Многие высказывали сожаление, что Алексей Львович ушел из песенного жанра, сосредоточившись на крупных формах. Однако Рыбников не считает себя композитором-песенником, для него всегда важна была драматическая составляющая. Даже детские песенки, давно ставшие классикой, сочинялись как саундтреки для телефильмов про Буратино и Красную Шапочку. Вообще, Рыбников написал музыку более чем к сотне фильмов, и некоторые из этих картин знамениты только именем своего композитора. Как рассказал Алексей Львович, работа в кино была еще и основным источником его дохода, а рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнону и Авось» он, например, сочинял на свой страх и риск, без договора.
Практически половина музыкальных номеров программы записывалась отдельно (телезритель, впрочем, этого не заметит), поэтому гостям пришлось обсуждать некоторые песни, видя либо их запись, либо вообще оригинал с саундтреком из фильма (так произошло, например, с «Ты мне веришь или нет» и «Песней Лисы Алисы и Кота Базилио»). Тем не менее обсуждения получились весьма жаркими и интересными – хотя и чересчур комплиментарными, ибо даже акулы пера так и не придумали, за что можно покритиковать Рыбникова. Марк Захаров поделился воспоминаниями, связанными с постановкой «Звезды и смерти» и «Юноны». «Романс» спел дуэт Дмитрия Певцова и Зары, а «Шиповник» - Полина Гагарина. Дмитрий Колдун исполнил «Звезду» из «Мурьеты», доказав, что для его голоса на нынешней эстраде просто нет репертуара. «Песню Красной Шапочки» представила Глюкоза, в процессе обсуждения раза четыре упомянув, что для нее это было «очень ответственно».
Алексей Рыбников вспомнил многих коллег и истории создания тех или иных его произведений, а также поделился творческими планами. Театр Алексея Рыбникова имеет труппу, но не имеет помещения: выделенный было правительством Москвы кинотеатр «Патриот» потом отняли. Алексей Львович, впрочем, не считает, что театр – это обязательно помещение: на Бродвее, например, все залы арендуются, и композитор был бы не против, если бы и в Москве появились удобные площадки, на которых могли бы работать разные коллективы. Рыбников вспомнил «космический» период своего творчества, когда он писал саундтреки к советским фильмам о детях – покорителях космоса. Тогда композитор увлекся электронной музыкой, которая казалась неким новым направлением. Однако вскоре этот жанр, по мнению Алексея Львовича, зашел в тупик: производители электронных инструментов не развивают свое, а конкурируют в том, кто более точно скопируют звуки живых инструментов. Рыбников считает, что и рок-музыка давно перестала развиваться.
Финальным номером программы стала «Аллилуйя любви» в исполнении Театра Алексея Рыбникова. Она и победила в студийном голосовании – во многом благодаря тому, что многочисленные солисты театра отдали голоса в пользу своей композиции.
Алексей Мажаев