Пит Шелли (The Buzzcocks): «Панк — это реакция на то, что происходит, когда тебе мешают быть счастливым»

О ВЛИЯНИИ BUZZCOCKS НА МУЗЫКУ

- Мне кажется, наша главная заслуга в том, что мы добавили ум в музыку, в частности, в панк-рок. Ум и чувство юмора. Многие думают, что достаточно взять в руки гитару, чтобы вокруг тебя начали падать штабелями поклонники, но на самом деле нужно хотя бы немного понимать, что ты делаешь на сцене, чтобы потом не пожалеть о выбранном пути. И после нас многие в Англии стали делать именно так. 

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ОН СЕЙЧАС НЕ СЛУШАЕТ МУЗЫКУ?

- Да. Это немного странно для музыканта, я знаю. Считается, что мы постоянно слушаем записи, чтобы что-то украсть у другого, или чтобы ощущать причастность к процессу, или просто из интереса. А мне неинтересно. Очень мало музыки, которая по-настоящему меня цепляет, и ее при этом нелегко отслеживать и еще труднее — искать, потому что у одной и той же группы может быть только пара песен неплохих, а остальное — невообразимое дерьмо.

Я каждые пару месяцев иду на музыкальные сервисы типа Spotify и слушаю, что там нового появилось. А потом выключаю компьютер со словами «М-м-м, нет, все это я слышал тридцать лет назад». Хорошая новая музыка тоже появляется. Дэвид Боуи, Black Sabbath... Нет, если серьезно, то последний Daft Punk был очень хорош. А вот новый Green Day я не стал слушать, настолько мне не понравился предыдущий.

О СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ

- Ну, это музыка, о'кей. Но, ребята, давайте придумаем что-нибудь новое, потому что вы сейчас играете смесь из тех жанров, которые мы слушали, когда были в вашем возрасте. Я не говорю, что это так уж плохо, но и хорошего ведь в этом мало. Хотя вы спрашиваете о новой музыке человека, который предпочитает ее не слушать, прошу это отметить.


ЧТО ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ, ЧТОБЫ НАЧАЛИ СОЗДАВАТЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ НОВУЮ МУЗЫКУ?

- Вопрос тоже примерно на шестьдесят тысяч долларов, не так ли? Я склонен полагать, что надо делать то, что ты сам хотел бы услышать, не подстраиваться под слушателя, потому что он все равно будет слушать то, что кто-то сыграет. Кому-то обязательно понравится то, что вы делаете, и рано или поздно будет нравиться что-то по-настоящему масштабное, а не то, что слушают по сектам. Никакой магии в этом нет — во всяком случае такой, какой нельзя было бы овладеть.

Что должно произойти, я даже примерно не представляю. Я с трудом понимал, что происходило вокруг нас во времена, когда мы начинали. Но при этом я отдаю себе отчет, что если бы The Buzzcocks появились сейчас, на нас бы просто никто не обратил внимания — людям сейчас не нужны движения и волны. Но при этом, как ни странно, сейчас музыкальный процесс напоминает мне то, что было до панк-рока, ведь после всей этой инди-волны десятилетней давности рекорд-компании снова стали говорить людям, что им слушать, вернее, какую музыку им надо покупать. Они снова научились это делать, вернулись к некоему статус-кво. Наверное, могло быть хуже, так как они уже не навязывают музыкантам свою точку зрения, но финансовая модель, хоть и перестроилась, все же оставила на своей вершине рекорд-лейбл.

И еще одно. Когда я стал играть, на меня влияние оказывали Velvet Underground и Игги Поп — это была модная в ту пору современная музыка, исполнители которой не выглядели как теперь... Ну, как все мы сейчас выглядим. На что дальше сможет влиять та музыка, которая сейчас является модной и современной, я не представляю. Дело даже не во вторичности, люди все равно слушают музыку только потому, что им нравится ритмично организованный шум. Дело в личности. Нужен Человек, даже в большей степени, чем Сочинитель. Музыка не существует в отрыве от человека, и вдохновляться стоит тем, что с ним связано.

ЧЕМ ВДОХНОВЛЯЕТСЯ?

- Да вот хожу я, занимаюсь обычными вещами, а потом у меня появляется какая-нибудь идея. Затем она начинает меня занимать полностью, становится страстью, я с ней ложусь спать, встаю — но сначала это маленькая идея, она не появляется из ниоткуда, ее туда так или иначе заносит.

КАКОВО БЫТЬ ОДНИМ ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ПАНК-РОКА?

- Мне трудно представить, что я кто-то другой, так что мне в целом нормально. Приемлемо, вот. Про меня всю жизнь есть мнение, что я из тех, кто старше девятнадцати не становится.

Наверное, все начинают говорить так же после сорока, но внутреннее ощущение, самоидентификация важнее того, как ты выглядишь. А в этом плане я не сильно изменился за последние 35 лет. Правда, иногда становится трудно по лестнице подниматься, но с этим можно смириться.

ГДЕ СЕЙЧАС ЖИВ ДУХ НАСТОЯЩЕГО ПАНК-РОКА?

- На концертах Buzzcocks. Определенно, он есть где-то еще, там, где люди делают то, что хотят, а не что велено. В этом же смысл панка и рока вообще — не спрашивать разрешения при создании произведения искусства, я имею в виду в глобальном смысле. Любое творчество можно свести именно к этому, но в панк-роке еще важна вера в то, что ты делаешь, пусть даже окружающим это не нравится. Потому что если размышлять, спрашивать советов, осторожно пробовать — люди все равно не поймут. А если просто взять и сделать что-то, всегда кто-нибудь скажет: да, ты был прав, это хорошая идея.

О МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТАХ

- Тем, кто сейчас начинает музыкальную карьеру, я бы просто не советовал этого делать — главным образом из-за моего личного опыта. Но тем, кто действительно хочет играть музыку, я могу сказать лишь одно: вперед, делайте то, что хотите, но только это. Удовольствие от процесса будет вам обеспечено, в то время как на все остальное вам никто гарантии не даст. Если вы играете из-за денег, то тогда при чем тут музыка? У нас уже есть группа Coldplay. Даже слишком много есть групп вроде Coldplay — не пора ли остановиться и подумать о себе, а не о деньгах? Самое важное в жизни — это возвращаться вечером домой после дела, которым ты занимался весь день, и быть довольным собой и сделанным. Так было всегда, а панк — это реакция на то, что происходит, когда тебе мешают быть счастливым.

ЧТО ИСПОЛНЯТ В МОСКВЕ?

Начнем с «Boredom», а там посмотрим. Я не знаю пока, сколько нам дали времени, но мы выложим все, за что можно любить Buzzcocks.

О ФИЛЬМЕ «КРУГЛОСУТОЧНЫЕ ТУСОВЩИКИ», ПО КОТОРОМУ МНОГИЕ В РОССИИ УЗНАЛИ О BUZZCOCKS

- Да, я слышал об этом, это правда очень смешно. Я очень люблю доискиваться, как младшие поколения узнают о нашей музыке, это действительно чрезвычайно интересно.

Это странное кино. С одной стороны, кажется, что это комедия, но все эти смешные фантасмагорические события действительно происходили. А там, где начинается якобы истори, это на самом деле художественный вымысел. Такой занятный микс. Я не могу сказать, что я очень хорошо и очень точно помню абсолютно все — все же я тогда жил и веселился, но скажу наверняка, что там неправда: до тех пор пока Иэн Кертис не наложил на себя руки, никто ни в Англии, ни в Манчестере толком не знал, что такое Joy Division. В кино, да и вообще по сложившемуся стереотипу, считается, что группа стала прямо культовой еще при жизни Кертиса — фигня это все. Культовой, к сожалению, она стала уже после. Вот Nirvana совершенно точно была самым известным коллективом по обе стороны Атлантики гораздо раньше самоубийства Кобейна. А про Joy Division я такого сказать не могу. Даже я слышал о них лишь мельком.

КТО ХУЖЕ — ПУТИН ИЛИ ТЭТЧЕР?

- Тэтчер, наверное, — я все-таки в вашем возрасте начинал заканчивать свою молодость. Да не обращайте вы на них на всех внимания! Устройте свой панк — я имею в виду идеологию. Если нет денег, делайте что-нибудь дешевое, такое, на что не надо тратиться. Снимайте кино на мобильные, пишите музыку дома. Если не знаете, чем заняться — подумайте еще немного и сделайте. Главное — не стоять, не быть пассивным потребителем того, что вам скармливают. Великобритания в свое время купилась на эту удочку, и отчасти 1980-е действительно стали мертвым сезоном в нашей стране. Создавайте новое без оглядки. Не держитесь за то, что было вчера. Только активная деятельность позволяет этой планете крутиться.


(Lenta.ru, 11.07.2013)

Последние новости