Даша Суворова - «312 закрыта» ***
2013 «Монолит»
Даша Суворова – типичная звезда поколения социальных сетей и свободного распространения музыки. Угловатая девушка с Украины, поющая неброские поп-песни с неизбежными для 2010-х годов речитативами и привязчивыми рефренами. Она говорит со своими слушателями на одном языке, поет так же, как они, выглядит так же, как они. Правда, ей 25, но воспоминания о времени, когда было восемнадцать, еще очень свежи – поэтому каждая 18-летняя девочка будет воспринимать песни с этого альбома, как разговор с подругой. Когда-то примерно так же воспринимались первые два диска Земфиры: там было больше абстракций и философии, но девочки как-то экстраполировали все эти сложности на свои собственные переживания. В случае с Дашей Суворовой и экстраполировать особенно не нужно: здесь есть откровенность и простота. Конечно, даже звезды поколения социальных сетей все еще нуждаются в поддержке продюсерских центров и лейблов, но эта поддержка не особенно афишируется. Для публики Даша самостоятельна и независима: к счастью, продюсерам пока хватает ума не пихать ее во все глянцевые шоу центральных телеканалов – популярность у целевой аудитории на данном этапе важнее.
На эту аудиторию работает и название пластинки. 312? Закрыта? Это что, какой-то намек на «Город 312»? Такие вопросы могут возникнуть у постороннего наблюдателя, в то время как Дашины поклонники в полтора клика получат мгновенное объяснение: 312 – номер комнаты исполнительницы в общежитии. Комната закрыта, девушка уехала, чтобы начать взрослую жизнь. Таким образом, из сущей мелочи рождается целая история и целая песня, а попутно сообщается об автобиографическом характере альбома. В принципе, тексты Даши Суворовой ценны именно ощущением их непридуманности. Действительная непридуманность может сработать и в минус: что будет с исполнительницей, когда подростковые воспоминания иссякнут?
Но об этом Даша Суворова может подумать и завтра, а пока она весьма точна. Девичьи мечты лирической героини сопровождаются почти трип-хоповой меланхолией в аранжировках. В этом мареве, кстати, слушатель увязает так, что перестает обращать внимание на некоторое однообразие мелодий. Когда же в тексте подразумевается драма, песни становятся ритмичнее, и арэнби-история вполне гармонично скрещивается с бескомпромиссностью альт-рока. Собственно, сила Даши в том, что нишевые тенденции она приводит к мейнстримовому знаменателю.
Текст песни «Автобус» перекликается с сюжетом ранней повести Алексея Иванова «Общага-на-крови» (хотя если не знаешь смысла названия альбома или не читал книгу, никогда об этом не догадаешься). В «La Ti Fa Re» и «Туда» демонстрируется качественный лиризм, а в заглавном треке отъезд из общаги выглядит решительным поступком на грани трагедии (для целевой аудитории это не странно, потому что в этом возрасте люди склонны драматизировать). «Давай помолчим» посвящена сложным отношениям с отцом, хотя корень конфликта в вечном споре между «сытым попсарем» и «голодным бунтарем». С друзьями тоже непросто: они говорят, что героиня похожа на суку – подробнее об этом говорится в песне «Похожа на су…». «Ландыши», судя по мелодии, должны были стать композицией о любви, но Суворова снабдила их текстом про состояние шоу-бизнеса. Предельно максималистским, конечно. Забавен и невольный привет Даши старшим коллегам: вслед за группой «Сплин» она спела про «Орбит». Только у нее это песня про запах бывшего парня, который предпочитал жвачку со вкусом арбуза.
Алексей Мажаев