Дмитрий Маликов: «Артист хорош настолько, насколько хорош его последний хит»
О СВОЕМ ХАРАКТЕРЕ
Я действительно мягкий, достаточно компромиссный человек. Я не боец, я сделан из другого теста. Видимо, всё это влияние моих родителей, результат воспитания. В семьях, где родители работают на эстраде, всегда было принято так: на виду должно оставаться только хорошее и правильное. А неурядицы, в том числе бытовые, семейные или творческие, — строго за кадром.
О ТВОРЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ КЛАССИКИ
Действительно, как эстрадный бренд я давно сформировался, а мои классические проекты сегодня понемногу находят поддержку у слушателей. Я стал своего рода связующим мостиком между музыкой эстрадной и классической. Играю классическую музыку для людей, которые вообще не знают, что такое консерватория. И продолжаю сочинять: у меня достаточно много произведений, написанных для большого симфонического оркестра.
О ДУШЕВНОМ СОСТОЯНИИ
В последнее время я много читаю духовной литературы, пытаюсь настраивать себя на нужную волну. Что такое, в сущности, молитвы и медитации? Это определенный способ для человека правильно настроиться на окружающую действительность, с ее стрессами, неприятными и приятными новостями. Мне в этом помогли книги Сергея Николаевича Лазарева — серия, которая называется «Диагностика кармы».
КОГДА ПОЧУВСТВОВАЛ ПОТРЕБНОСТЬ В МЕДИТАЦИИ?
Думаю, это случилось, когда мне было лет тридцать — тридцать пять. В тот момент у меня был переломный период, тогда же я стал очень сильно интересоваться живописью, притом что до того времени ее в моей жизни вообще не было. И сегодня, бывая в разных городах нашей страны, я обязательно захожу в художественные музеи.
РИСУЕТ ЛИ САМ?
Нет. Дело в том, что я левша. Меня переучивали, заставляли писать правой рукой. В итоге у меня ничего не получается хорошо делать правой рукой. А вот моя дочка Стёша рисует.
ПОНИМАЛИ ЛИ РОДИТЕЛИ, ЧТО ЕГО ЖДЕТ УСПЕХ НА ЭСТРАДЕ?
Нет, как раз не понимали. Они хотели, чтобы я был классическим музыкантом. В определенный момент я и сам зажегся этим, взыграл юношеский максимализм. Кроме того, тогда мой успех на эстраде только начинался, куда это могло вынести меня, было непонятно. Потом, оказавшись на пике успеха, я мог сам выбирать, в какой город хочу поехать, сколько концертов давать, в каком дворце спорта выступать. И мне казалось, что так будет всегда. А когда через три года это вдруг закончилось…
СКОЛЬКО ЛЕТ ЕМУ БЫЛО НА ТОТ МОМЕНТ?
Двадцать два года. Это было серьезное испытание. В тот момент жизнь подкинула мне козырь: я встретился с Леной, которая стала моей женой. Она меня отвлекла от мучительных переживаний. Мы начали вместе строить жизнь, решили вопрос с квартирой, стали ездить за границу. Еще за один козырь, который мне дала в тот момент судьба, я благодарен Кристине Орбакайте. Она познакомила меня с режиссером Александром Прошкиным, и он сделал мне предложение сняться в главной роли в фильме «Увидеть Париж и умереть». А потом я сам выправил ситуацию. У меня появились песни «Иди ко мне», «Нет, ты не для меня», благодаря которым началась вторая волна популярности.
О ДЕТСТВЕ
У меня все-таки домашнее воспитание. А вот Володя Пресняков был предоставлен самому себе. Он был более свободный, отвязный. Мы с ним дружили. Володя надо мной немного издевался, называл меня «интеллигентишкой». Он меня старше на пару лет, а в детстве эта разница в возрасте ощутима. Мне очень приятно, что в последнее время мы с Пресняковым снова сблизились. Вместе сочинили песню, которую посвятили нашим родителям. Она называется «Мой отец».
О ЗНАКОМСТВЕ С ЖЕНОЙ
Это интересная история. Начало 90-х, один товарищ взял у меня в долг крупную по тому времени сумму денег и долго не отдавал. Кстати, на том примере я убедился в справедливости слов: «Если хочешь потерять друга, дай ему денег взаймы». Так вот, этот приятель долго не мог отдать мне долг. Скользкий оказался человек. А тут мне срочно понадобились деньги. Я несколько раз приезжал к нему домой, ждал его, но безрезультатно. Его красавица жена взяла на себя роль буфера в переговорах. И вот в один из моих приездов мы с ней сидели в ожидании возвращения ее мужа. От нечего делать я стал рассматривать в альбоме фотографии, на одной из которых увидел красивую девушку. Спросил, кто она. «Ее зовут Лена, но она недоступная», — рассказала жена товарища. Говорю: «Ну а как-то познакомиться с ней можно?» Видимо, она чувствовала себя передо мной виноватой, поэтому пообещала позвонить Лене и рассказать обо мне. Когда Лена оказалась проездом в России, я пригласил их обеих на концерт в «Лужники». Как сейчас помню: это было 21 марта, в день весеннего равноденствия. После концерта я должен был поехать на урок в консерваторию, поэтому мы договорились встретиться вечером в ресторане. Это был самый модный на тот момент ресторан в Москве — «ТренМос» на Комсомольском проспекте. Я подарил Лене цветы, завязалась дружба...
О ПРЕДЫДУЩИХ ОТНОШЕНИЯХ
До этого я три года встречался с Наташей Ветлицкой. Мы оба были эгоистичными людьми из творческой среды, таким вместе ужиться очень трудно. В какой-то момент Наташа поняла, что ей нужен другой мужчина — не такой зацикленный на себе. Она дала мне это понять и в итоге вынудила меня поставить в наших отношениях точку. Наташа была яркой, талантливой девушкой. После нашего разрыва ее творчество пошло вверх. Песня «Мне моя душа на исходе дня пропоет о том, что любовь прошла», которую я написал для Наташи, получилась немного автобиографичной.
О БРАКЕ
Все эти годы Лена для меня не только любимая женщина, но и самый близкий человек и верный помощник. Не могу сказать, что всё в нашей жизни было гладко. Главное — сохранять в отношениях стратегическую линию: чтобы были любовь и уважение, снисходительность и всепрощение по отношению друг к другу.
О РОДИТЕЛЯХ
Сегодня очень мало осталось таких семей, как у наших родителей. Люди стали другими. Мой папа до сих пор очень романтичный — он человек невероятной скромности, застенчивости, искренности и порядочности. Знаешь, он же священником хотел стать. В папе есть какая-то невероятная чистота. И вот еще один парадокс: жизнь заставила его стать менеджером. А он мухи не обидит, он не может принять жесткое решение, он всего стесняется. Я человек скромный, но это скромность нашего времени. Все-таки я пожестче папы.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОСЯЩЕННОЙ 25-ЛЕТНЕМУ ТВОРЧЕСКОМУ ЮБИЛЕЮ
В первую очередь это новый альбом, потому что артист хорош настолько, насколько хорош его последний хит. Сейчас мы с тобой договорим, и я поеду в студию. Хочу, чтобы новые песни получились свежими, красивыми, хитовыми. А еще весь этот год я посвятил своему проекту «Уроки музыки»: езжу по стране, знакомлю детей с классической музыкой. Сорок уроков уже провел, еще пятнадцать-двадцать планирую на осень.
О САМОЙ БОЛЬШОЙ ПЕРЕОЦЕНКЕ ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ
Трудный вопрос. Христос говорил: «Всё, что вы сделали людям, вы сделали мне». Я запомнил эти слова. Я понимаю: если я кого-то обижаю, то этим поступком обижаю Господа, а следовательно, грешу. Осознание высокой нравственной стоимости поступков — то, что отличает меня сегодняшнего от меня в юности.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИ НИКОГО НЕ ОБИЖАТЬ?
Нет. Как правило, больше всего обижаешь близких людей. Но я как-то стараюсь делать это меньше. Слышал одно мудрое изречение: «Каждое состояние, в котором мы находимся, — это мысль. Не нравится состояние — измени мысли». Чем больше я читаю философов прошлого, тем больше понимаю, что не нужно ничего идеализировать или излишне сильно стремиться к чему-либо. Ведь в этом случае вы становитесь заложником своего стремления. Каждый человек — это часть Бога, не нужно стремиться быть похожим на другого, надо оставаться собой. В этом твоя ценность. Как говорится, будь самим собой — остальные роли уже заняты.
(«ОК!», 12.07.2013