«Мумий Тролль» – «SOS матросу» ***

2013 Navigator Records/«Яндекс.Музыка».


«Слышал новый „Мумий Тролль“?» — «Слышал». — «И как?» — «Ну, „Мумий Тролль“...». 15 лет назад такой диалог представить было невозможно. «Новый «Мумий Тролль» по определению был освежающим и головокружительным; нравился он далеко не всем, но равнодушным не оставлял никого. Сейчас новинки от Ильи Лагутенко и Ко воспринимаются иначе — есть ощущение, что слушателю все труднее настроиться с «троллями» на одну волну. Лидер группы убежден в том, что «старые песни о главном», коих в загашнике у «МТ» уже не один десяток, ему петь рано — интереснее сочинять новые.


Эта позиция достойна уважения, однако поклонники, полюбившие коллектив в конце 90-х, видимо, уже не успевают за творческими устремлениями вечно молодого Ильи Игоревича. А судя по свежей музыке «Мумий Тролля», Лагутенко по-прежнему молод, весел, задорен. В этих песнях ему где-то двадцать с небольшим — и это опять-таки вызывает странное ощущение: вроде как мы все это уже слышали на первых альбомах и переизданиях ранних песен, зачем вновь влезать в старую воду, пусть и в новых плавках?

Изменилось и отношение к промо-активности «Мумий Тролля». Раньше пресса и публика взахлеб смаковали сообщения о «тайном концерте между Петербургом и Москвой», название должности Ильи Лагутенко в компании «Утекай звукозапись» («самый главный президент») и новости из подмосковного «Муми-дома», а теперь довольно кисло отнеслись к факту записи нового альбома во время кругосветного путешествия на барке «Седов». Для Лагутенко морская тематика всегда была очень важна, но зрители, похоже, отнеслись к кругосветке вполне равнодушно, тем более что она не отличалась непрерывностью и изолированностью музыкантов от внешнего мира. Не стал великим событием и проходящий во Владивостоке в эти дни организованный Ильей Лагутенко международный рок-фестиваль — возможно, в силу удаленности города от европейской части России.


Все эти претензии и непонятки можно было снять давно испытанным способом — опубликовав на новом альбоме пару-тройку великих песен, которые, растолкав всякие «Утекаи» и «Владивостоки 2000», встали бы с ними в один ряд. Однако этого не произошло.

«SOS матросу» — диск, бесспорно, неплохой, Лагутенко с компанией не дают здесь ни единого повода сомневаться в своем профессионализме. Несколько потенциальных хитов можно обнаружить только после трех-четырех прослушиваний — «Колыма», «Странные игры», «Десерты», «Акулы или паука», «Четвертый троллейбус». Впрочем, на радиостанциях эти песни могут зазвучать только в целях некоего освежения эфира — а такая задача не входит сейчас в служебные полномочия большинства программных директоров.

В целом же на пластинке очень много предсказуемых ходов, и по настроению она получилась довольно ровной, что тоже в плюс не идет — раньше у «троллей» получались не только боевички, но и отличные лирические песни, а в «SOS матросу» их нет (трип-хоповый «Малек» не в счет, это скорее отголоски электронных экспериментов Лагутенко).


Не станут откровениями и аранжировочные привычки «Мумий Тролля», а текстовые ребусы Ильи из «фишки» группы постепенно превращаются в «упражнения с отягощениями». Недаром для подпевания и запоминания пригодна по большому счету только одна песня — «Странные игры» с наиболее понятными стихами.


Алексей Мажаев

Теги: Рок

Последние новости