70-й международный кинофестиваль в Венеции стартовал в 3D
В Венеции 28 августа 2013 г. открылся юбилейный 70-й кинофестиваль. И открылся он неожиданно — картиной Альфонсо Куарона «Гравитация», исполненной в новомодном формате 3D.
Прямо скажем, новаторством это не стало: первый день Каннского кинофестиваля весной 2013 г. тоже запомнился всем присутствующим 3D-очками. Тогда показывали «Великого Гэтсби», и он казался куда более органичным фильмом для открытия крупного европейского фестиваля класса «А», чем космическая драма Альфонсо Куарона. Примечательно, что оба киносмотра выбрали в качестве заглавных фильмов американские ленты со всеми признаками качественных блокбастеров — звездами первой величины и яркими драматичными историями.
«Великий Гэтсби» и «Гравитация» — рекордсмены мировых кассовых сборов по всем критериям. Фестивальное кино же, как известно, в рейтингах и бокс-офисах до недавних пор редко участвовало. При этом премьера «Великого Гэтсби» в Каннах, можно считать, удалась, хотя критики фильм не оценили. Кажется, будет успешным и сегодняшнее открытие Венецианского кинофестиваля: после утреннего пресс-показа «Гравитации» зал взорвался аплодисментами.
Альфонсо Куарон сделал невозможное. «Гравитация» - это не просто история о катастрофе на космическом корабле. Это фильм о том, как человек справляется со страхом и испытаниями. В первую очередь – со страхом одиночества. Что может быть ужаснее, чем внезапно осознать, что находишься в открытом Космосе без связи с Землей? Даже не в шаттле (он разрушился в начале картины), а просто в скафандре и в связке с коллегой.
Именно в такой ситуации оказались астронавт-ветеран Мэтт Ковальски и доктор Райан Стоун, о которых идет речь в фильме. «Что за имя для девочки?» - пытается развлечь коллегу Мэтт, когда в ее скафандре остается 2% воздуха. «Папа хотел мальчика», - почти теряя сознание отвечает доктор Стоун, для которой возвращение домой - скорее инстинкт, чем оправданное желание. Там, дома, ее никто не ждет. Дочка погибла несколько лет назад, «и с тех пор я просто встаю утром, еду на работу, потом еду домой», - рассказывает она весельчаку Мэтту, болтаясь с ним в открытом космосе на ненадежном тросе. Позже, оставшись в одиночестве и решив сдаться, она констатирует: «Я сегодня умру, а за меня даже некому помолиться, никто не будет по мне скорбеть». Казалось бы, достойный повод сдаться.
Куарон утверждает, что эта идея и стала главной в фильме: человек, которого вроде бы ничего не связывает с этой жизнью, не сдается. «Космос для меня - это метафора, - пояснил режиссер журналистам на пресс-конференции в Венеции. - Метафора нашей оторванности от жизни, одиночества, испытаний. Каждый из нас знает, что это такое. И вопрос заключается в том, как мы с этим справляемся». Режиссер, конечно, надеется, что зрители, посмотрев его фильм, попробуют оглядеться вокруг и несколько «заземлиться», перестать тонуть в рутине и потоках информации, которые атакуют сегодня со всех сторон. Но для связи с жизнью все же нужны какие-то якоря. Сандра Буллок, например, призналась, что таким якорем для нее является трехлетний сын. Актрисе было очень тяжело сниматься. «Я с наслаждением ловила каждый звук, даже человеческое дыхание, голос Джорджа (Клуни - прим.автора), - рассказала актриса. - И еще было очень сложно делать все медленно, как в невесомости, потому что вообще-то я очень стремительный человек». «Сандра сделала невозможное, - восхищается коллегой Джордж Клуни. - Ей приходилось двигаться очень плавно, а говорить при этом быстро, в обычном ритме. И у нее это много раз не получалось. Но она все равно справилась».
Для Сандры Буллок «Гравитация» стала неожиданным открытием. Готовясь к роли, она даже звонила астронавтам на космическую станцию. «Вы знаете, там отлично работает респешн, - пошутила она. - Один звонок - и меня соединили с космосом». Актрисе важно было не только понять, как двигаться. Главный вопрос, который она задавала космонавтам, - что их заставляет идти на риск и работать в настолько тяжелых условиях. «Они невероятно любят жизнь, - восхищается актриса. - Им очень важно все, что происходит здесь, на Земле, что мы делаем со своей планетой. Это люди, которые полны энтузиазма и любви».
Это, несомненно, подкупило бы председателя жюри нынешнего фестиваля Бернардо Бертолуччи. Представляя режиссера на пресс-конференции в Венеции, директор мероприятия Альберто Барбера сказал, что ему было очень важно заполучить его именно поэтому: «Он не просто прекрасный режиссер. Он человек, страстно увлеченный кино, болеющий за кинематограф». Сам же Бернардо Бертолуччи долго отказывался участвовать в смотре. «Это очень утомительно - смотреть столько фильмов, - объяснил мэтр. - По три фильма в день. Часто это просто скучно. Но я очень надеюсь, что в конкурсе будут фильмы, которые удивят меня и моих коллег. Тот фильм, который меня удивит, обязательно получит награду». Альберто Барбера же отметил, что зрителей в этом году ждет немало сюрпризов, и выразил надежду, что они будут в основном приятными. «Мы должны идти в ногу со временем, сохраняя, конечно, традиции нашего фестиваля, - говорит директор. - Поэтому отреставрированные картины мэтров мирового кинематографа будет судить жюри, состоящее из молодых кинематографистов. Поэтому в этом году мы начинаем с фильма в формате 3D».
Что ж, начало фестиваля, кажется, удалось. Вечером по красной дорожке на острове Лидо пройдут звезды, а с 29 августа в кинозалах покажут 70 картин, которые, по мнению венецианских отборщиков, являются лучшими в современном кино.
Аля Тагер, InterMedia.