«Молода и прекрасна»: Невыносимая легкость бытия ***

Пресс-показ драмы «Молода и прекрасна» (Jeune & Jolie, Франция, 2013 г., режиссер Франсуа Озон, в ролях – Марина Вакт, Жеральдин Пайя, Фредерик Пьеро, Шарлотта Рэмплинг, Фантен Рава, Йохан Лейзен, Джедже Апали) состоялся 27 августа 2013 г. в кинотеатре «Ролан».

17-летняя Изабель (Марина Вакт) во время летнего отдыха на юге Франции теряет девственность с кудрявым и веселым немецким пареньком Феликсом, после чего сразу же вычеркивает его из памяти. Осенью, вернувшись с родителями в Париж, девушка начинает изучать литературу в Сорбонне (один из лучших моментов фильма — студенты читают и обсуждают «Роман» Артюра Рембо) и искать себя довольно нетрадиционным способом. Будучи молодой и прекрасной (название фильма не врет), она начинает продавать себя за деньги (€300-500, деньги вперед) в анонимных гостиничных номерах.

Ее клиенты, как правило, годятся ей в отцы, а то и в деды. Неудивительно, что однажды сердце одного из них не выдерживает горячего секса под действием виагры. Двойная жизнь Изабель тут же перестает быть тайной, и это повергает в шок ее семью.

Новый фильм Франсуа Озона, столь популярного в России среди синефилов (от англ. «cinema» — кино), классифицируется как эротическая артхаусная драма взросления. За эротику отвечает 23-летняя (никто и не ожидал, что в ролях будет сниматься несовершеннолетняя, несмотря на либеральность французского правительства) Марина Вакт, и сцены с ее участием сняты неимоверно, просто неприлично красиво – знатоки могут вспомнить короткометражки «Летнее платье» и «Посмотри на море», только в новой картине почти не поднимается тема гомосексуализма.

Париж в любое время года прекрасен и меланхоличен, спасибо оператору Паскалю Марти. Хипстерский саундтрек подобран со вкусом — Франсуаза Арди, Citizens!, Crystal Castles и M83. Общая сдержанность актеров весьма уместна, а камео Шарлотты Рэмплинг на несколько минут довольно высоко поднимает планку картины, которая одновременно затрагивает серьезные экзистенциальные вопросы и раскрывает «тему сисек».

Однако главная героиня загадочна, холодна и меланхолична настолько, что зритель теряется в вопросах. Например, ей, девушке из обеспеченной семьи, вроде бы не так уж нужны деньги, тем не менее, она усердно зарабатывает их. То ли это попытка самоутвердиться, то ли желание реализовать подростковую потребность в бунте, то ли что-то еще.

В такой недосказанности, отстраненности режиссера от своей героини и скрывается самый раздражающий аспект этой профессионально сделанной, но чересчур абстрактной драмы. Повзрослев, Изабель стала загадкой, темным ящиком, вернее, ящиком Пандоры для своих родителей. Они никак не могут разобраться, что случилось с их положительной во всех смыслах дочуркой.

«Эта девушка — загадка и для меня. Я не иду впереди, я следую за ней, как энтомолог, который влюбляется в предмет своих исследований. Она очень мало говорит… Идея фильма в том, чтобы сопровождать ее, идентифицироваться с ней», — говорит сам Франсуа Озон. Однако зритель, как бы он ни старался, не сможет понять причины поступков Изабель. До нее нельзя «достучаться», да ей и самой наплевать на сострадание и понимание как со стороны близких, так и от чужих людей. Эта неопределенность, отсутствие эмоциональной связи утомляет зрителя.

Возможно, ключ к разгадке кроется в словах Рембо — «Нет рассудительных людей в семнадцать лет!». Возможно, это просто ностальгический гимн юности и сексу от Франсуа Озона. Номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, кажется, поддерживает обе версии. Решать — зрителю, вдумчивому, склонному к анализу и, разумеется, совершеннолетнему.

Последние новости