«Лимб»: Мама, мы все тяжело… мертвы **
Пресс-показ мистического хоррора «Лимб» (Haunter, Канада, 2013, режиссер Винченцо Натали, в ролях — Эбигейл Бреслин, Питер Аутербридж, Мишель Нолден, Стивен МакХэтти, Сара Мэннинен, Дэвид Хьюдетт) состоялся в кинотеатре «Формула кино Горизонт» 28 августа 2013 г.
По версии католиков, лимб — это специальное место, где оказываются после смерти души тех, кто не попал в рай, но при этом не заслужил мучений в аду и томления в чистилище. Данте Алигьери, впрочем, не согласился бы с такой трактовкой. По его версии, лимб — это первый круг ада, где наряду с некрещеными младенцами пребывают добродетельные нехристиане. Раз уж российские прокатчики решили немного поспойлерить, обозначив место действия новой картины Винченцо Натали (в оригинале фильм называется Haunter, что скорее можно перевести как «Привидение» или «Навязчивая идея»), то и мы не будем стесняться.
Итак, Лиза (Эбигейл Бреслин), ее родители и младший брат живут в некоем доме, окруженном густым туманом, прямо как в фильме Фрэнка Дарабонта. Они в лимбе. На самом деле все члены семьи уже давно мертвы, но об этом подозревает лишь главная героиня. Лиза — девочка непростая, носит балахон с изображением Сюзи Сью (солистки группы Siouxsee & The Banshees), ее комната украшена плакатами Дэвида Боуи, The Cure, The Smiths и других кумиров 1980-х, к тому же девушка постоянно играет на кларнете тему из «Пети и Волка» Сергея Прокофьева…
Каждый день начинается и заканчивается одинаково: завтрак, стирка, обед, ужин, сериал. Родители Лизы произносят один и тот же заученный текст. Девушка изнывает от постоянного дежа вю, устраивает сцены до тех пор, пока к ней не приходит некий старик. Он велит ей молчать и не пытаться связаться с миром живых, иначе…
Лиза вполне логично предполагает, что навредить уже мертвым довольно сложно, и продолжает свои расследования в таинственном доме, наполненном призраками мертвых девочек.
Кажется, «Лимб» — это самый неудачный проект весьма интересного канадского режиссера Винченцо Натали. Многим критикам не понравилась его отличная и новаторская «Химера» (2009 г.), зрительское же признание он получил благодаря малобюджетным, но невероятно изобретательным картинам «Куб» (1997 г.) и «Пустота» (2003 г.).
«Лимб» — отличная иллюстрация крылатого выражения «горе от ума». Сценарий этого мистического хоррора напоминает не совсем съедобный винегрет: тут и «Шестое чувство», и «Другие», и «День сурка», и та же «Пустота». Тут водятся маньяки, привидения и одержимые демонами родители.
Разобраться в хитросплетениях сценаристов не смогут даже закаленные Дэвидом Линчем киноманы, да и разбираться, по большому счету, незачем. Зрителю очень быстро становится скучно, режиссер не дает аудитории никакой мотивации, а страшных, вернее, неприятных моментов в фильме — раз, два и обчелся.
Попытка переосмыслить жанр и обыграть некоторые клише провалилась с таким громким треском, что он, пожалуй, способен напугать больше, чем все призраки «Лимба». Очень жаль «Маленькую мисс Счастье» Эбигейл Бреслин — она старалась изо всех сил, и не ее вина, что «Лимб» получился невнятным, скучным и банальным высказыванием ни о чем.
Надеемся, что Винченцо Натали все же сумеет реабилитироваться, занявшись постановкой классики киберпанка — «Нейромантом» Уильяма Гибсона.