«Маримба плюс» - «Flight Over The World» ****
2013 ArtBeat Music.
Почти полтора десятка лет группа «Маримба плюс» во главе со Львом Слепнером производит довольно причудливый инструментальный фьюжн из джаза, этники, классики - разумеется, деятельность музыкантов проходит вдали от шоу-бизнеса и каких-то рейтинговых медиа-ресурсов, хотя среди узких специалистов «Маримба» пользуется большим уважением.
В новом альбоме коллектив решился на невероятную для себя новацию и... запел. Да и почему бы ему было не запеть, если в составе появилась Татьяна Шишкова - вроде как перкуссионистка, оказавшаяся очень яркой вокалисткой, которая к тому же большинство текстов и написала. Пластинка «Flight Over The World» концептуальна, причем ее идею вполне отражает название. «Полет над миром», естественно, приглашает слушателей в путешествие, призванное отдать дань уважения любимым музыкальным корням, а также, возможно, познакомить аудиторию с интересными этническими «музыками». Примечательно, что погружение в чуждые материи группа осуществляет при помощи собственного материала - всю музыку написал Лев Слепнер, проявивший себя грандиозным стилизатором. И вот тут возникает вопрос: а для кого все это предназначено? Если для широкой аудитории, страждущей просвещения и просветления, то до нее «Маримба плюс» в своем творчестве не снисходит. Все сделано на таком уровне вкуса и профессионализма, что измученный массовой культурой среднестатистический слушатель наверняка заскучает - сложно для него это всё. Но и понимающая публика найдет здесь поводы для критики, да вот хотя бы такой: стилизации здесь если не предсказуемы, то вполне очевидны. Индийская песня, афробит, испанская песня - большинство стилей заявлены прямо в названиях композиций, и произведения практически всегда соответствуют первым пришедшим в голову ассоциациям. То есть, если вы подразумеваете под испанской песней фламенко, то и Лев Слепнер не будет оригинальным и выдаст ожидаемое.
На этом поток критических стрел будем считать иссякшим, потому что и вышесказанные придирки нельзя не признать натянутыми. Само использование маримбы в качестве солирующего инструмента дают Слепнеру индульгенцию лет на сто вперед. Помимо условно просветительской миссии для желающих просвещаться, «Flight Over The World» демонстрирует шикарные возможности внедрения маримбы в разнообразные музыкальные культуры, а удовольствие, с которым «Маримба плюс» открывает удивительный мир женского вокала, вполне передается и слушателям. К тому же совсем подражательных стилизаций в альбоме нет: это всегда очень собственный взгляд на предмет. С этой точки зрения интереснее даже не реакция наших слушателей, а отзывы натуральных индусов и африканцев: если «Маримба» с материалом пластинки поедет на гастроли по местам боевого вдохновения, значит, эксперименты признали интересными и носители соответствующих этнокультур. Кстати, не забыл ли я упомянуть, что большинство треков альбома нельзя считать песнями? Вокальные партии Татьяны Шишковой, как правило, выполняют функции неких абстрактных заклинаний и не придают композициям куплетно-припевную форму. Впрочем, для южных стилей это как раз характерно, но на этом диске «Маримба» не брезгует и североевропейскими ритмами - см. трек «Boreas». До конца пластинки «Полет» приводит группу также на молдавскую свадьбу и восточный базар, а в финале звучит изобретательное посвящение Баху.
Алексей Мажаев, InterMedia