Мара - «Почувствуй разницу Live» ***
2013 Navigator Records.
Двойной концертный диск певицы Мары укомплектован также DVD с аналогичной записью, сделанной весной 2012 года в петербургском «Главклубе». Таким образом, по выбору потребителя Мару можно либо просто слушать, либо одновременно слушать и смотреть. Когда-то обе эти возможности сулили пользователю примерно равноценное удовольствие: два первых альбома Мары возвещали о появлении рок-певицы невиданного для отечественной сцены типа - чувственной и сексуальной. Запоминающиеся мелодии, зачастую провокационные тексты - Мару было интересно слушать, она представлялась реальной конкуренткой лидерам здешнего женского рока. Была и область, в которой Мара легко побивала всех конкуренток: она провела захватывающую и запоминающуюся фотосессию для мужского журнала.
Потом девушка ушла от продюсера на вольные хлеба, и что-то пошло не так. Существование в статусе инди-певицы позволило Маре не ограничивать себя в творческом самовыражении, однако серьезно снизило градус зрительского интереса. Дело отнюдь не только в слабом доступе к масс-медиа - в век интернета это не главное. Проблема в том, что подробные пресс-релизы о новых задумках и работах Мары читать было интереснее, чем слушать готовые воплощения этих задумок. В планах артистки всё было любопытно, неоднозначно, свидетельствовало о тяге к экспериментам - из колонок же доносилось нечто скучное и однообразное.
Live-альбом - попытка скрестить легкость дебютных пластинок с философским настроем «поздней» Мары. Формально диск выпущен по просьбам фанатов, которые жаждали получить концертные версии ранних хитов: внимательная к пожеланиям поклонников певица так построила программу, чтобы не обойти вниманием ни требуемую аудиторией «классику», ни самые свежие на тот момент новинки с альбома «Два мира». В аудиоверсии «greatest hits» и «new album» разведены по разным дискам, причем исполнение «новья» кое-где сопровождается звучанием струнного квартета. Но полностью избавиться от греха однообразия Маре все равно не удалось.
Это особенно ощущается в первой части концерта, когда звучат в основном хорошо знакомые всем песни. «Ангел Шлессер», «Невзаимная любовь», «По дороге к Амстердаму», «Чё на чём», «Никому не рассказывай», «220 V», «Холодным мужчинам» - всё исполняется примерно на одной эмоции и одним и тем же голосом. Мара отлично владеет чувственным высоким тембром, но оставляет открытым вопрос, есть ли в ее арсенале хоть какие-то еще вокальные приемы. В итоге даже известные произведения сливаются в звучащую на одной частоте бесформенную массу, разлепить которую не помогают даже разговоры между песнями - тоже, впрочем, вполне предсказуемые. Зрителей DVD здесь могло бы развлечь глазение на Мару, но певица не балует поклонников ни сменами туалетов, ни какими-то особенными сценическими повадками. Зритель видит красивую женщину, которая изображает артистку, не до конца входя в эту роль.
Когда дело доходит до нового альбома, становится еще менее весело, хотя Мара затрагивает очень любопытные темы. Увы, чем умнее становятся ее тексты, тем выхолощеннее оказываются мелодии, и аккомпанирующие струнные квартеты не в состоянии исправить ситуацию. Ведь даже песня «Я голосую за мэра-гея» не стала хитом за истекшие полтора года - заявка на провокационность завязла в музыкальной скуке. При этом антимракобесная сценическая проповедь Мары, несомненно, заслуживает самых положительных оценок - ведь дело происходило, напомним, в Петербурге.
Алексей Мажаев, InterMedia