Гарик Сукачев - «Внезапный будильник» ****
2013 Navigator Records.
Был скепсис, да. Ну а как обойтись без скепсиса перед встречей с новой музыкальной работой стареющего рокера, который в последнее время занимался чем угодно, только не музыкой: снимал кино, ставил спектакли. С другой стороны, если музыкант публично высказывает сомнение в том, что еще когда-нибудь сочинит новые песни, значит, напишет он их только в том случае, если не сможет не написать. А значит - альбом мог получиться нерядовым.
Таким он и получился. Гарик Сукачев, как выяснилось, все-таки что-то сочинял, но из-за занятости в театре откладывал запись на неопределенный срок - допускал даже, что до записи вообще не дойдет. Потом Игорь Иваныч отдавал долги своим музыкантам, которые ждали его на берегу, пока Сукачев совершал свои экспедиции в параллельные жанры: было много концертов и не было времени записаться. Ну а потом время все-таки нашлось - и оказалось, что даже ветераны способны обходиться в новых альбомах без проходных песен, а также забираться в несвойственные им ранее жанры.
При этом и фирменные сукачевские приемы никуда не девались. Отвязной цыганщине «Разбойничьей (Веревочки)» могли бы позавидовать и Кустурица с Бреговичем. «Гауди уходит» наверняка пополнит список самых буйных концертных номеров Гарика и «Неприкасаемых». А «Долго-долго» ставит в этом альбоме оптимистичный финал, неожиданно скрещивая еврейскую эстраду с альпийским йодлем. Есть еще отличная песня «Назад не повернуть», которую Сукачев решил сделать в стиле раннего Мадди Уотерса. Старик Мадди, возможно, удивился бы, что это его стиль, но в любом случае получился вкуснейший кантри-блюз - к тому же со смыслом: текст композиции повествует о том, что прошлое не вернуть, но музыка зримо доказывает, что и в зрелости есть свои преимущества.
Грустные песни у Гарика Ивановича тоже всегда получались отлично, а на этот раз светлой грустью он не обошелся - на диске есть настоящие рвущие душу песенные трагедии. Щемящая «Птица» посвящена Даниилу, погибшему сыну актера Дмитрия Певцова: композиция была сочинена за несколько минут и записана в тот же день - по словам Сукачева, важно было не расплескать это состояние. Плачущий Гарик поет здесь в сопровождении сдержанного детского хора - и от этих выразительных средств слушателя бросает как минимум в дрожь. Открывающая пластинку «Не было нас» написана вроде бы без повода, но через несколько дней после релиза «Неприкасаемые» потеряли очередного бойца: умер перкуссионист Александр Митрофанов. Настроение песни отлично рифмуется с этим горьким событием, тем более что Гарик по ходу трека меняет эмоциональное состояние - от философской грусти к громкому отчаянию и обратно.
Самая яркая и одновременно самая спорная композиция пластинки - «Твой зеленый педикюр», не просто балансирующая на грани вкуса, эпатажа и здравого смысла, но и местами отважно переступающая эту грань. Как поет сам Гарик, «это явный перебор», но не благодаря ли таким вот переборам прижились в свое время и странное определение «оркестр пролетарского джаза», и песни про маленькую бейбу и эрегированный? К тому же, изумившись «Педикюру» не утратившего лихости Гарика, кто-то, может быть, захочет послушать весь альбом и обнаружит на нем много других, разнообразных и глубоких песен.
Алексей Мажаев, InterMedia