«Вопли Видоплясова» - «Чудовий свiт» ****
2013 «Яндекс.Музыка»
Олег Скрипка и его группа не выпускали альбомов почти семь лет, но это не потому, что им нечего было сказать. Некоторые песни с «Чудового свiта» (что переводится с украинского как «Чудесный мир») выпускались на синглах и макси-синглах, так что треки «Ладо», «Чiо-Чiо-сан» и «Вiдпустка» слушателям неплохо известны. Олег Скрипка организовывал музыкальные фестивали, углублялся в параллельные жанры и выпускал сольные альбомы довольно неожиданного звучания (например, романсов 30-х годов). Когда дело дошло до нового диска «Воплей Видоплясова», выяснилось, что отголоски всех этих занятий в нем слышны, и это здорово украшает альбом.
Сам Скрипка называет стиль пластинки «симфо-панк-барокко» и считает, что «Вопли» стали звучать гораздо мягче и уже не должны ассоциироваться со сценическим буйством. При этом узнаваемый саунд группы никуда не девался - просто музыканты научились более разнообразно его использовать. «Вопли Видоплясова» ведут себя с достоинством тех самых ветеранов, которые «медленно спустятся с горы». Матерые этно-панки нашли на этом альбоме близкие к идеальным пропорции энергетики, лирики, фольклорных мотивов: как говорится, «есть песни для девочек, песни для праздников, грустные песни и просто стихи...»
«Мана», с которой начинается альбом - видимо, для девочек: Олег Скрипка взволнованно сравнивает чувство к лирической героине с наваждением, а музыканты подчеркивают это парой проникновенных соло. А вот заглавная песня - она для праздников. Кстати, ее мелодию написал не Скрипка, а Евгений Рогачевский, и композиция (а также клип на нее) замечательно воссоздает хипповскую атмосферу - тут вам и ориентальные мотивы, и хорошо темперированное буйство.
В «Талалае» «Вопли Видоплясова», похоже, открывают новый для себя формат - музыкальную сказку для взрослых. Рассказчик Скрипка мягко стелет в медитативной манере, не забывая, впрочем, о мелодии. «Щедрик» - обработка народной украинской песни, в финале которой фигурирует Иисус: Олег пропевает текст практически речитативом, а обволакивающая аранжировка способна изменить слушательские представления о римейках фольклорных произведений. На народную песню гораздо сильнее похож следующий трек «Ладо», который на самом деле вполне авторский. Скрипка здесь расщедрился на нежнейшую лирическую мелодию, исполненную в сопровождении струнных инструментов, и эту распевную композицию нетрудно представить себе исполняемой во время сельского застолья. В песне «Диво» автор продолжает гнуть ту же линию, но к середине будто бы осознает, что перебрал с тоскливостью: и тут же в тексте появляются партизаны, шиншилла и енот, привносящие правильную долю безумия: «Вийшли вони усі подивитися, Що у нас тут з тобою коїться, Постояли, поглузували І розбіглись по ярах».
Ну а дальше - у нас в деревне будут танцы. В «Вiдпустке» Олег Скрипка поет про отпуск и достигает неведомых ранее «Воплями» вершин расслабленности. Этому настрою не препятствует даже «Понедiлок»: первому дню недели группа посвятила самую плясовую песню альбома, под которую не усидит на месте и трезвый. «Примари» («Призраки») отлично улавливают грань между реальным и потусторонним, и голос Скрипки звучит чуть зловеще, но не пугающе. А в «Чио-Чио-сан» «Вопли» не менее лихо скрещивают японское с украинским.
В финале альбома группа опять обращается к фольклору. «Січові Стрільці» звучат почти аутентично, за исключением электрогитар, а грандиозная мелодия и использование женского вокала делает «Дібрівоньку» одним из главных хитов альбома. Здесь мало кто удержится от подпевания на украинском, причем знать язык совершенно не обязательно.
Алексей Мажаев, InterMedia
Клип на заглавную песню альбома: