Александр Ширвиндт: «Я не верю в воспитание, верю только в генетику»

О ТЕАТРЕ САТИРЫ

- Почему согласился стать худруком? А что оставалось делать? Уговаривали, дескать, придет милый голубой мальчик, и все будет по-другому. Сейчас идет страшная пертурбация всех репертуарных театров. Потом, этот конклав московских худруков, всем от восьмидесяти до девяносто пяти лет... Наш маяк в океане старческой депрессии - Юрий Любимов... Это же все грустно. Но никого нет! Ушли Товстоноговы, Плучеки и Ефремовы, вот меня и уговорили. Давай, а то все распадется... Если доживу до 80 лет, отметим и ...на рыбалку.

Нужны ли в театре звезды? Понимаете, в сегодняшней архитектонике театра, когда публика идет на медийных лиц, они, конечно, нужны. Первичным должно быть отношение звезд к театру. Звезда театра в самом хорошем смысле этого слова - это Вера Васильева, она играет в пяти спектаклях в свои не буду говорить сколько лет и еще спрашивает меня: "Шура, а что дальше делать будем?" Это патология (в хорошем смысле слова) преданности профессии! Другой жизни нет. Ее муж актер Володя Ушаков ушел из жизни, она одинока, даже кота, и того отдала. Все занимает профессия. Справедливости ради скажу, что в нашем театре зарплаты высокие относительно других театров.

О МАТЕ

- Я же не матерюсь, я разговариваю на языке своей страны. У нас был замечательный артист Георгий Менглет, он был еще шикарней меня матерщинником, он на сцене в спектакле матерился. Людям казалось, что они ослышались. Но как матерился! Это была поэзия. Просто музыка. При всех ли я матерюсь? Тут нужна осторожность, говоришь, пробное словечко вставишь, какое-нибудь помягче и попроще. "Черт", "сука", например, и по реакции понимаешь, как дальше себя вести.

О ДРУЖБЕ

- Мы с Мишкой Державиным дружим всю жизнь. С ним ведь невозможно поссориться. Он внеконфликтный. Это я зануда и матерщинник, он нет. Больше было ощущений, что мы не разлей вода. Просто мы много вместе работали, а так у нас разные дома, жены и дети.

В начале этой перестройки открыли закрытый актерский клуб. Сашка Абдулов, Ленька Ярмольник затевали всю эту шебутню, и был там вечер сюрпризов. Нас с Державиным позвали туда. На котором Сашка Абдулов на полном серьезе говорит, что в связи с перестройкой мы сегодня отмечаем официальный брак Ширвиндта и Державина. Зал лег от хохота, мы подыграли, конечно. На следующий день после этой бодяги в "Московском комсомольце" рядом с новостями о том, что кого-то убили, а где-то протекло, поставили новость о том, что Ширвиндт и Державин зарегистрировали брак. Мне звонков было шквал. Что сказать? Звоню Пашке Гусеву, главному редактору "МК", знаешь, он гений журналистики. Я ему: Паша, да я тебя туда, да я твою газету сюда". Что делает гениальный журналист?! «Шура, помоги мне справиться с этими суками! Я просто бессилен», - устало говорит Гусев. И я начинаю ему соболезновать... Нет, он гений!

О ЖЕНЕ

- Сколько лет женат?.. С женой вместе давно. Де-юре уже пятьдесят пять лет, де-факто и того больше. Самый главный наш цемент - это разные профессии. Когда оба в одном клубке - это ужасно. Когда говорят, что жены растворены в мужьях, в их профессии, в их искусстве, то хочется повеситься. Моя жена была очень мощным архитектором. К примеру, Омский театр музыкальной комедии был построен по ее проекту. Тата годами не знала, что я играю и что репетирую, а я никогда не вникал в ее работу. Утрирую, конечно. Жизни без ревности не бывает. Но мы как-то смогли переступить через все гейзеры молодости, главное, что эти гейзеры не были круглосуточными. Самые трудные -первые годы.

О СЫНЕ

- Мишка получился парень хороший, к сожалению, он в этой круговерти рейтинговой крутится. Проекты неплохие у него на телевидении, но они долго не живут. Все убивается о рейтинг, рейтинг в субботу, в два часа дня никогда не будет сопоставим с вечерним временем. Вечерами же в эфире сплошные танцы со звездами, а потом говорим, что мало культуры, познавательного, но сами из сеток эфира убираем все это познавательное и без позолоты.

Я в воспитание не верю. У Мишки огромное среднее образование, он учился в четырех школах, выгоняли отовсюду, дисциплина у него была жуткая. Унитазы взрывал...

Я скажу вещь жутко непедагогичную, но все эти разговоры про то, что надо учить, не разрешать, воспитывать, быть примером, все это ерунда полная.

Верю только в генетику, в то, что человеку было заложено в тот миг, когда зарождается жизнь. Что заложено, то вылезет рано или поздно.

ОБ ЭЛЬДАРЕ РЯЗАНОВЕ

- Я у него снялся в шести картинах, эпизодические роли... Хочу сказать, что они с Брагинским на меня писали сценарий фильма "Гараж", ту роль, в которой снимался Гафт. Условия съемок были такие, что месяц нужно было не выходить из павильонов. Я такие условия принять не мог, был спектакль на выпуске. Вообще у Эльдара всегда снимался очень узкий круг артистов. Он работал с теми, кто мог сам отдать. Эльдар Рязанов вообще архипрофессионал, он прекрасно видит картинку, блестяще пишет, монтажер великолепный, чутье у него потрясающее. У него фантастическое видение целого. Он по образованию документалист, поэтому он брал артистов, которым не надо было рассказывать, что делать, от которых можно было что-то почерпнуть.

Забавный случай вышел с картиной "Вокзал для двоих", где я играл музыканта в привокзальном ресторане. Тогда в стране было всесоюзное объединение ресторанных оркестров. У них был общий профсоюз, который проводил целое совещание , на котором разбирали мою роль. Мнения разделились поровну, одни говорили, что я обгадил их профессию, другие утверждали, что показал судьбу талантливого музыканта, который вынужден был гнить в каком-то захолустном кабаке. Было целое дело!

(«Российская газета», 30.10.13)

Последние новости