«Том на ферме»: Стокгольмский синдром в канадской глуши ****

Показ психологической драмы «Том на ферме» (Tom a la ferme, Канада, Франция, 2013, режиссер Ксавье Долан, в ролях – Ксавье Долан, Пьер-Ив Кардинал, Лизе Рой, Эвелин Брошу, Мануэль Тадрос) состоялся в рамках 7-го Международного независимого кинофестиваля «Завтра» 7 октября 2013 года.

Том (превратившийся из милого хипстера в неряшливого гранжера Ксавье Долан) приезжает в канадскую глубинку, на ферму, где живут мать и брат его покойного возлюбленного Гийома. Зрителю так и не сообщают, отчего умер молодой человек, но на экране сразу же создается нешуточное напряжение: мать (Лизе Рой) не знала о сексуальной ориентации своего сына и о его отношениях с Томом. К тому же нравы в глубинке такие, что можно схлопотать по лицу, просто выделившись из толпы.

Зато все о Гийоме было известно его брату Франсису (Пьер-Ив Кардинал), явному садисту с бисексуальными замашками. Он силой принуждает Тома остаться на ферме, и между ними – в ходе страстного танца под Gotan Project - возникают странные чувства.

Том принимает роды у коровы, доит животных с помощью лазера и, как ни странно, вполне комфортно себя чувствует в одежде своего покойного любовника и на его же месте. В третьем акте появляется вымышленная любовница Гийома Сара (Эвелин Брошу). Впрочем, женщине не удается разрушить эту странную семейную идиллию.

24-летнего Ксавье Долана по инерции все еще можно отнести к категории хипстеров-вундеркиндов, но с каждым новым фильмом, особенно после предыдущего эпоса «И все же Лоранс», его взросление видно невооруженным глазом.

«Том на ферме» - это поставленный по пьесе Мишеля-Марка Бушара психологический триллер, сделанный по заветам Альфреда Хичкока и Патриции Хайсмит. Номинированная на «Золотого льва» в Венеции картина держит зрителя в напряжении в течение всех 105 минут. Этому, кстати говоря, способствует саундтрек композитора Габриэля Яреда. Он явно был написан под влиянием музыки к «Психо» Бернарда Херрманна.

При этом проблема гомофобии, невозможности открыться близкому человеку, пусть даже деспоту и семейному тирану, здесь оттеснена на второй план. На первом плане – фактический пленник Том, переживающий стокгольмский синдром и испытывающий сладостные мазохистские чувства к своему палачу Франсису. Вместе с тем и латентная гомосексуальность брата покойного бойфренда остается интригующей загадкой для зрителей, ведь режиссер прерывает повествование на самом интересном месте.

«Том на ферме» сейчас - самая зрелая, зрелищная и, пожалуй, самая странная работа Ксавье Долана, его блестящее упражнение в жанре психологического триллера. Фильм обладает не только фестивальным, но и коммерческим потенциалом.

Было бы очень любопытно посмотреть, что режиссер смог бы соорудить в жанре хоррор, ведь пока что практически все, за что он берется, превращается если не в золото, то в изысканное синефильское удовольствие.

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости