«Злоупотребление слабостью»: Полюбишь и козла ***
Показ драмы «Злоупотребление слабостью» (Abus de faiblesse, Франция, Германия, Бельгия, 2013 г., режиссер Катрин Брейя, в ролях – Изабель Юппер, Кул Шен, Лоуренс Урсуно, Кристоф Серме) прошел в рамках кинофестиваля «2Morrow» 5 октября 2013 года.
Режиссер независимых фильмов Мод (Изабель Юппер) переживает обширный инсульт, после которого она заново учиться ходить, говорить и смеяться, почти как герой «Скафандра и бабочки». Тем не менее она продолжает думать о съемках и, увидев по телевизору брутального и невежественного афериста Вилько, становится им одержима. Сначала женщина видит в нем главного героя своего будущего фильма, а потом западает на него и как на мужчину. Несмотря на уговоры друзей и семьи, Мод совершенно теряет голову, а Вилько начинает цинично пользоваться сбережениями дамы. Некогда волевая и порой авторитарная женщина безропотно выписывает ему чеки, надеясь получить взамен расположение.
«Злоупотребление слабостью», безусловно, стоит смотреть хотя бы ради выдающейся игры Изабель Юппер. Разбитая инсультом, страдающая от паралича половины тела, она великолепно передает хрупкость и эмоциональную уязвимость своего персонажа. Более того, женщина находит в себе силы смеяться и шутить, так что смотреть на экран порой бывает физически больно. Поэтому фильм сложно рекомендовать гражданам, сильно склонным к эмпатии. Как ни странно, вполне достойно на фоне ветерана голубого экрана смотрится и дебютант - рэппер Кул Шеен. Актер и впрямь наделен недюжинной харизмой опасного мачо и скользкого типа.
Самое странное в фильме - то, что это, по сути, автобиографическая история. Она снята по книге режиссера (издана в 2009 году), в которой рассказывается о перенесенном ею в 2004 году ударе и знакомстве с мошенником. Затем Катрин Брейя пришлось с ним судиться.
В фильме героиня с помощью Юппер попыталась понять, как она вообще могла разбрасываться банковскими деньгами и выписывать чеки на сотни тысяч евро отъявленному мошеннику. Попыталась ответить самой себе на вопрос, чего ей так недоставало в жизни, почему она оттолкнула своих близких, отказалась от помощи своей семьи и решила во всем полагаться на афериста. «Это была я, и в то же время не я», - отвечает героиня на расспросы своих родных. Возможно, у Катрин Брейя и получилось ответить на этот вопрос самой себе, однако зритель должен сам научиться на чужих ошибках.
Поклонника артхауса и предыдущих фильмов Катрин Брейя (провокационного «Романса X», например) не может не восхитить смелость режиссера, с которой она копается в одном из самых болезненных эпизодов своей биографии, ее чувство юмора. Этот фильм – своего рода сеанс экзорцизма, изгнание личных демонов.
К сожалению, историю, скорее всего, следовало бы рассказывать в формате документального фильма: смотреть за процессом подписания чеков и вялотекущими странными отношениями Мод и Вилько зрителям не так интересно, как, по всей видимости, это казалось самой Катрин Брейя.
Неудивительно, что в сухом остатке у зрителей остаются, грубо говоря, три мысли: «Все бабы – дуры», «Все мужики – козлы» и «Любовь зла – полюбишь и козла». И стоило ради этого терпеть экранные мучения Изабель Юппер?!
Денис Шлянцев, InterMedia