«Жизнь Адель»: Синема верите *****
Пресс-показ картины «Жизнь Адель» (La Vie d’Adele, Франция, Бельгия, Испания, 2013 г., режиссер Абделатиф Кешиш, в ролях – Адель Экзаркопулос, Леа Сейду, Салим Кешьюш, Орельен Рекуан, Кэтрин Сали, Бенжамин Сиксу) состоялся в пресс-центре «РИА Новости» 1 ноября 2013 года.
15-летняя Адель (Адель Экзаркопулос) – обычный французский подросток со своими проблемами и школьными заботами. Она ищет себя и, поскольку это принято среди подруг в ее возрасте, начинает встречаться со старшеклассником. Однако спустя некоторое время она понимает, что все ее мысли занимает таинственная незнакомка с короткими синими волосами (Леа Сейду). Девушка является ей во снах и эротических грезах, неудивительно, что Адель начинает искать встречи с ней наяву.
Стараниями Сэма Клебанова и прокатной компании «Кино без границ» российский зритель, несмотря на все законодательные инициативы последнего времени, все же сможет посмотреть на большом экране самый обсуждаемый (и, возможно, самый скандальный) фильм последнего времени (пока до кинотеатров не добрался Ларс фон Триер со своей «Нимфоманкой»). Лиричный, трогательный и (для многих, пожалуй, чересчур) откровенный фильм о лесбийской любви, снятый арабским режиссером и идущий ровно три часа, получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ в Каннах. На наш взгляд, совершенно заслуженно.
Этот донельзя честный фильм сродни великим «романам воспитания» (хоть бы и той самой упоминающейся в фильме «Жизни Марианны» Пьера Мариво). Впрочем, на самом деле сценарий основан на графическом романе Жюли Маро «Синий – самый теплый цвет».
В фильме чувствуется обстоятельность автора, его чуть отстраненная позиция, его наблюдательность, внимание к деталям, психологическая точность. Об этой картине можно говорить часами, и предельно натуралистично показанные сцены секса – далеко не самое главное, что в ней есть. Да, секс – важный кусок жизни, от него никуда не деться, однако создателей фильма больше интересует другое: исследование, простите за банальность, глубин человеческой души и развитие отношений между Эммой и Адель, страсть, драмы, ревность, скука, самореализация в отношениях, знакомство с родителями и друзьями, страх перед проявлениями гомофобии даже в толерантной Франции, социальное неравенство, больной для Европы этнический вопрос, и так далее и тому подобное.
Абделатиф Кешиш, кажется, делает невозможную для современного кинематографа вещь: он максимально близко знакомит зрителя с двумя героинями этой драмы, заставляет сопереживать им, радоваться и грустить вместе с ними. Три часа, в которые уместились десять лет жизни, пролетают незаметно. Для драмы взросления «Жизнь Адель» необычайно интенсивна.
В этом фильме много крупных планов, люди в нем много едят, плачут и много занимаются сексом. Кто знает, может, в этом и есть жизнь, а синий и впрямь самый теплый цвет?..
Денис Шлянцев, InterMedia