Джо Дассен: достояние какой республики?

Съемки программы «Достояние республики», посвященной Джо Дассену, состоялись 13 ноября 2013 года в студии «Калибр». Впервые в истории этой передачи Первого канала ее главным героем стал иностранец, в связи с чем практически весь эфир ведущие, артисты, гости и журналисты пытались ответить на вопрос, можно ли считать Дассена достоянием нашей республики. Кроме того, много говорили о французской культуре вообще, а Джо Дассена сравнивали то с Раймондом Паулсом, то с Владимиром Высоцким (у них совпали годы жизни), то с Андреем Мироновым. В студии присутствовали Андрей Максимов, Владимир Березин, Александр Шаганов, Екатерина Рождественская, Анна Шатилова, Марта Могилевская, Ирина Мирошниченко, Михаил Шабров и др.

Видимо, в качестве доказательства, что он «наш», многие хиты из репертуара Джо Дассена обзавелись в этот вечер русским текстом. Марк Тишман, например, сам и написал перевод. По-французски пели Евгений Дятлов, Тамара Гвердцители, Лев Лещенко, Тимур Родригез и, естественно, Пьер Нарцисс. Большинство песен прозвучали в относительно привычных аранжировках - и только Родригез включил в «Taka takata» дополнительный рэп-фрагмент (эта песня и выиграла студийное голосование). Александр Маршал отказался петь на французском, чтобы не пугать народ произношением, а Дятлов исполнил «A toi» максимально похоже на оригинал. При всей любви нашего народа к Джо Дассену во время sms-голосования зрители, по мнению корреспондента InterMedia, испытают сложности, ведь у большинства знакомых и любимых песен оригинальные названия пишутся совсем не так, как воспринимаются на слух.

В ходе дискуссии выяснилось, что Дассена почти нигде так не любят, как в России. Ну разве что еще в Камеруне, что засвидетельствовал Пьер Нарцисс. В самой Франции его считают легендой и классиком - но почти не слушают. Отчасти это связано с особенностями восприятия музыки: практически во всем мире отношение публики к артисту является вещью непостоянной, и только в России готовы десятилетиями слушать «полюбленное» когда-то ретро. Кроме того, для Франции Дассен был в какой-то степени был чужаком: родившийся в США человек с одесско-еврейскими корнями, много работавший на разных языках и для разных рынков, он считался «облегченным» экспортным образцом французской культуры. Это, впрочем не мешало ему продавать во Франции по 12 млн дисков.

Джо Дассен дал в СССР единственный концерт - в 1979 году на открытии гостиницы «Космос» (и, получается, на разогреве Аллы Пугачевой, которая выступала там во втором отделении). В студии присутствовали многие экс-сотрудники отеля - одна из них даже похитила автограф Дассена из регистрационной книги. Все вспоминали, что Джо был очень скромным, стеснительным и совершенно не «звездил». Говорят, что он не считал себя талантливым и пытался компенсировать это трудом до седьмого пота. Впрочем, и от собственного перфекционизма  (а полтора десятка песен для диска он выбирал, как правило, из тысячи вариантов) Джо Дассен не был в восторге, ведь иногда лучше свернуть с дороги вовремя, чем непременно идти до конца и упереться в стену. У него всегда были грустные глаза; как объяснял Дассен, он чувствовал себя в долгу перед всем миром, и это порой его тяготило.

Марта Могилевская рассказала, что для советских теленачальников Джо Дассен был образцом артиста: элегантный, хорошо одетый, приличный, поющий тихие песни о любви - такими руководство хотело видеть и остальных певцов. Поэтому благонадежного Дассена никогда не запрещали в СССР. Михаилу Шаброву, работавшему на фирме «Мелодия», дефицитные диски Дассена помогали ему получать в магазине хорошие куски мяса. Сергей Крылов вспомнил, что под эти песни «с девушками было проще» (потанцевать на дискотеке), а Екатерина Рождественская предложила подсчитать, сколько нынешних граждан России в 70-е и 80-е годы было зачато под пение Джо Дассена. К финалу программы никто уже не сомневался, достоянием какой республики на самом деле является этот артист.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости