Звезды шоу-бизнеса о Борисе Гребенщикове: «Музыкантище с большой буквы, а музыка у него — просто полный высед»
Елена Ваенга : «Впервые я услышала музыку Бориса Борисовича Гребенщикова в достаточно юном возрасте. Слава богу, к тому моменту я уже хорошо выучила слова моего отца о том, что если ты что-то не понимаешь, то это не значит, что это плохо. Конечно, в тринадцать-пятнадцать лет я не понимала высокую поэзию так, как ее следовало воспринимать. В школе, конечно, учителя говорили, что Пушкин — это серьезно. Но я считаю, что было бы неплохо когда-нибудь по какой-нибудь программе, хотя бы на выбор, преподавать детям русскую поэзию по Борису Борисовичу Гребенщикову.
Конечно, я его поклонник. Не фанат, не люблю слово «фанат» — разве можно быть фанатом Пушкина, правильно? Вот я к Борису Борисовичу так же отношусь — считаю русским поэтом. У него не просто тексты песен, у него поэзия. С тремя подтекстами. «Чудная картина: радуга над башней Святого Валентина» — что это вообще означает? Некоторым людям ничего не удается понять, а я вижу три значения. Причем в разное время разные: в двадцать пять понимала одним образом, в тридцать шесть — уже совсем иначе. У меня душа от него отдыхает. Есть стирка для вещей, а есть стирка для души — вот музыка Бориса Борисовича душу умывает и ополаскивает!
Особенно я люблю «Лошадь белую». Мне тридцать шесть, я взрослый человек, не поверите, но у меня тоже бывает похмелье в редкие моменты. Даже близкие знают: если вы в девять утра услышали «Лошадь белую» — значит, у меня похмелье. Мне когда тошно, я ее ставлю. А еще во время дальних перегонов. Я езжу по стране на машине, всю Россию несколько раз исколесила. И очень часто включаю именно mp3-сборник Бориса Борисовича Гребенщикова. В общем, всей душой люблю этого человека. При этом я с ним лично не знакома, не пожимала ему руки. Я стесняюсь к нему даже подойти. Я себя очень мелкой ощущаю рядом с ним. Но я душой улыбаюсь: я на него смотрю, мне жить хочется. Солнечный человек. Ходят же по земле! А музыка у него — просто полный высед».
Дэвид Браун ( Brazzaville ): «Однажды очень много лет назад я был на гастролях с Беком в Мельбурне, в Австралии. И вот мы как-то стояли на автобусной остановке, а рядом с ней стоял чувак маленького роста и играл на альт-саксофоне. И играл, знаете, с таким очень-очень гипертрофированным вибрато. Это звучало как будто откуда-то из совсем другой эпохи. Мне страшно понравилось, кажется, я дал ему кучу денег. Так вот, когда я услышал, как поет Гребенщиков, его манера мне напомнила того парня — у БГ в голосе тоже есть это преувеличенное вибрато, очень старорежимное для американского слуха, но в хорошем смысле стаорежимное. Вообще, насколько я успел заметить, русская душа — это очень глубокая штука, и Гребенщиков, мне кажется, выражает ее через рок-н-ролл. И если у музыканта есть роль в русском обществе — она, наверное, и заключается в том, чтобы взять повседневную рутинную жизнь и выразить ее в песне. Так, чтобы можно было сказать: «Черт, я знаю, о чем говорит этот парень!» У Гребенщикова получается».
Константин Меладзе : «Я считаю Гребенщикова совершенно выдающимся музыкантом. Человеком, который не просто производит совершенно потрясающую музыку, но и разговаривает с миром с помощью песен. У него очень глубокая музыка. Я, например, пришел к ее пониманию, к своему сожалению, всего к сорока годам. До этого я отчего-то не замечал. Но с определенного момента пластинки «Аквариума» стал выпускать лейбл Velvet Music . Это лейбл, с которым я работаю, в котором работает моя сестра, который продюсирует Елку, "Уматурман", моими коллективами занимается. И вот у них вышла пластинка «Беспечный русский бродяга». Я взял этот альбом, просто поставил в машине — у меня снесло крышу от неимоверной, разнообразной, мастеровитой музыки. Настолько все блестяще сыграно, настолько блестяще и с пониманием спето... Там очень много стилей: от романсов до конкретного панка и какой-то кислотной электронной музыки. Каждая песня — как отдельный музыкальный рассказ. Собственно, после этого я стал его много слушать. Он плетет музыку удивительными нитями — получается поразительный ковер, многоцветный, многообразный. Музыкантище с большой буквы, глыба».
Евгений Федоров ("Зорге"): «С того момента как я ее услышал, а это было где-то в конце 70-х годов, группа «Аквариум» всегда была рядом, но они считались небожителями для нас для всех тогда. Когда я его увидел живьем в 1983 году, я был немножечко в шоке. С тех пор прошло много времени, мы с Борей сначала познакомились, потом до того дошло, что я могу считать себя его другом. Я люблю те альбомы, с которыми максимально близкое знакомство произошло: «Табу», «Радио Африка». Это не значит, что другие хуже, просто те пришлись на пору моей юности. Как раз в тот момент, когда я увидел его первый раз живьем, попал к нему в гости, будучи юношей, — это многого стоило в те годы. Я очень хочу, чтобы он был всегда. Я сегодня открыл фейсбук — не помню, чтобы в юбилей какой-нибудь персоны, мировой, любой, было столько поздравлений, как сегодня в адрес Бориса. Каждый второй пост, каждая вторая реплика, включает в себя поздравление Бориса, либо фотографию, либо клип, либо песню и так далее. Это очень ценный момент: наконец все встало на свои места, наконец понятно, кто в музыке у нас самый влиятельный человек. И, что самое интересное, этим влиянием пользуется исключительно в добрых целях, на благо всем людям, в исключительно мягкой манере. Он похож на такого хорошего, настоящего учителя, каким является для многих из нас».
( Volna .afisha.ru, 27.11.13)