«Крематорий» - «Чемодан президента» ***

2013 «Никитин DMC»

Армен Сергеевич Григорян - умный циничный человек, замечательный собеседник и, не побоюсь этого слова, интеллектуал. Еще он лидер одной из старейших отечественных рок-групп «Крематорий», в 80-е сочинившей с десяток великих песен. В какой-то момент эти две прекрасно уживавшиеся ипостаси Армена Сергеича начали между собой конфликтовать. Так почти всегда бывает, если твоей группе далеко за двадцать. Даже я, посетивший десятки концертов «Крематория» и раз по тысяче слышавший «Таню», «Эльзу» и «Мусорный ветер», в конце концов передознулся этими хитами и уже лет десять не переслушивал сборники лучших песен «Крема» - каково же Григоряну, который свой концерт пропустить не может, а на концерте не может не спеть «Безобразную Эльзу»?

В итоге в конце 90-х «Крематорий» представлял собой сборище алкоголизированных 40-летних живчиков, выступления которых представляли собой маленькие междусобойные ретро-фестивали. Новые альбомы группа, правда, тоже выпускала регулярно, но, похоже, и сама не верила в то, что они как-то заинтересуют любителей «Мусорного ветра» и «Девочки со взглядом волчицы». К тому же творческая манера автора всего репертуара Армена Григоряна слегка, как бы это сказать, мумифицировалась, и новые песни начали прискорбность походить друг на друга.

Однако в новом веке циничный интеллектуал окончательно удостоверился в том, что что-то надо менять, чтобы не спиться и не превратиться окончательно в героя вчерашних дней. Поглядев с тоской на прекрасных коллег-собутыльников, Григорян взял да и выпилил их постепенно из состава. Его кадровая политика всегда была далека от либеральной: увольнял он многих, многие обижались (Виктор Троекуров целую книгу «Жизнь в «Крематории» и вокруг него» посвятил коварству Армена Сергеевича), но хирургические методы, как правило, шли бренду на пользу. К тому же с возрастом лидер группы отчасти стал сентиментальным и не стал разгонять всех сразу: падшие бойцы менялись постепенно, а свои радикальные творческие эксперименты Григорян даже поначалу снабдил другой вывеской - альбом «3 ангел» считался его сольным сайд-проектом.

Но в конце концов маски были сброшены, скрипач с характерной фамилией Бухаров - отправлен на пенсию, и «Крематорий» предстал в обновленном виде, где места вокруг кудрявого лидера в шляпе заняли молодые, современно мыслящие и очень профессиональные инструменталисты. На аранжировках новых песен это отразилось самым благоприятным образом, да и давно найденная правильная нота перестала довлеть над Григоряном: «Крематорий» зазвучал как-то даже слишком свежо для группы, отметившей 30-летие.

Теперь перед Арменом стоит еще одна задача: вслед за составом переформатировать и аудиторию, для которой «Крематорий» - это либо глубокое ретро, либо претенциозное занудство а-ля «Клубника со льдом». И решить ее будет посложнее, чем уволить скрипача Бухарова. Потому что сложившаяся композиторская манера - это страшная вещь: даже на крепком и энергичном альбоме «Чемодан президента» есть несколько вещей, неумолимо тянущих «Крематорий» в прошлое - «Город солнца», «Вервольф», «Микроб Бондарчук» или заглавный номер, например. Тексты там традиционно интересны, но по-настоящему работать они начинают только тогда, когда обрамляются удачной мелодией и лихой аранжировкой - как в произведениях «Леша», «Легион (звери лютые)» и «Дуэль».

Алексей Мажаев, InterMedia

Теги: Рок

Последние новости