Николай Басков: «В общественном мнении я артист очень разноплановый»
О ВТОРОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖЕР-ЭКОНОМИСТ»
- Люблю расширять кругозор. Вдруг когда-нибудь поработать министром пригласят? (Смеется.) Я еще и преподаю в Московском государственном гуманитарном университете имени Шолохова. Встречаюсь с учениками два-три раза в месяц, в остальное время с ними занимается мой ассистент. Я даю ему поручения, а потом прохожу со студентами свою программу. Два моих ученика - уже лауреаты всероссийских конкурсов.
О ПОЛЕТАХ
- Да, особенно хорошо сплю в самолетах. Застегиваю ремень безопасности, и следующее, что помню, - когда меня трясут за плечо и говорят: «Спинку поднимите, пожалуйста, идем на посадку». Не чувствую, как самолет взлетает, он это делает без меня. Просто выключаюсь.
О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ
- Его катастрофически не хватает. Многие обижаются, что иногда пропускаю дни рождения. Я стараюсь планировать график так, чтобы успеть в гости. Наша жизнь состоит из общения с друзьями, из поездок. Стараюсь уделять время всем.
ЕСТЬ ЛИ ДРУЗЬЯ ВНЕ ШОУ-БИЗНЕСА?
- Почти нет, практически все мои друзья работают в творческих профессиях: режиссеры, артисты, актеры. Очень важная для меня форма общения с людьми - социальная сеть, где ты можешь написать пожелание, восхититься, имеешь возможность знать, где твои друзья, о чем они думают, как себя чувствуют. Я приветствую социальные сети, я присутствую и в фейсбуке, и в твиттере, и в инстаграме.
О МАМЕ
- Да. Ее отец, которого она очень любила и во многом слушалась, в свое время загубил в ней талант актрисы. Мама - очень эмоциональный человек, но дедушка считал, что в советское время девушка-математик - это круто. Когда мама встретила папу, ей было 18 лет. В стране была стабильность, всем было понятно, кто сколько зарабатывает, поэтому люди жили в определенном измерении и не думали о глобальных катастрофах. Но когда отец служил в Германии, мамин талант актрисы отчасти реализовался: она вела программы на местном русском телевидении. Брала интервью у Кобзона, у Толкуновой. Моя мама - большая поклонница Софии Ротару, на концерте даже подарила ей цветы. Когда она видит Ротару, сразу вспоминает лучшие моменты молодости. Для мамы было большое событие, когда я с Софией Михайловной спел дуэтом.
О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
- Просто я сейчас нахожусь в том периоде, когда хочу состояться больше как творческий человек. Я в браке прожил семь лет. Были у меня и потом отношения - и долгие, и короткие. Но сегодня мне хорошо одному, я к этому привык. И вся моя жизнь построена на достижениях, на творческом поиске. Отношения - это ответственность. Когда мужчина переживает несколько романов подряд, без перерыва, хочется взять паузу. Я, как спортсмен перед Олимпиадой: он тоже уединяется, чтобы подготовиться, набраться сил. Потому что семья - это не так легко. Я сужу по своим знакомым. Для меня пример семейной идиллии - Иосиф Давыдович и Нелли Михайловна Кобзон. Но Иосиф Давыдович жену встретил, когда ему было лет 36 - 37. А в целом редко кто живет в счастливом браке. Врать своему любимому человеку я не хочу. Мне хочется встретить женщину и почувствовать: это та, ради которой я пойду на уступки, буду чем-то жертвовать. И самое главное: я должен ее любить, чувствовать себя с ней счастливым. Пока такой женщины в моем окружении нет.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С АНАСТАСИЕЙ ВОЛОЧКОВОЙ
- У нас были отношения. Ни она, ни я их не скрываем. А что тут такого? Настя - красивая девушка, очень эмоциональная. Я ее знаю с семнадцати лет. Два молодых самодостаточных человека могут вместе поехать отдыхать и получить удовольствие от общения друг с другом - разве это не прекрасно? Творческие люди - они такие. Возможно, кому-то трудно в подобное поверить. Но это то же самое, что я буду пытаться понять, чем занимается физик или химик, сам не будучи в теме.
О ДУЭТЕ С МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ
- Это был грандиозный концерт, надеюсь, его скоро покажут по телевидению. Я счастлив, что в моей жизни происходят такие события. Я не пытаюсь доказать, что я оперный певец, просто делаю то, что люблю. А как у меня это получается - судить публике. Но зал, аплодирующий стоя, свидетельствует сам за себя. Я выступал на фестивалях в Европе, пел в оперных театрах. Кстати, многие оперные певцы свою карьеру начинали делать после 40 лет. С возрастом голос, как коньяк, становится выдержанным. Оперные партии - это постоянная психологическая и физическая нагрузка. Для того чтобы спеть оперу, требуется очень много сил и здоровья. К тому же надо соблюдать определенный режим. В общественном мнении я артист настолько разноплановый, что, если я скажу, что совсем ухожу в оперу, меня не поймут те поклонники, которые любят меня в эстрадном образе. И наоборот.
О ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Прекрасно! Талантливым ребятам, что в нем участвуют, я желаю следующее: пусть то счастье, которое они испытывают, выходя на сцену, продолжается в их жизни и по завершении проекта. Станут ли они суперзвездами? Никто и никогда не знает, что будет. Иногда я бываю в караоке - некоторые люди так великолепно поют. Но слава должна быть предначертана судьбой, творческий путь дается свыше. Людей талантливых, поющих лучше меня, выглядящих лучше меня, много. Но тут должно многое сойтись - и характер, и мировоззрение, и умение общаться с людьми.
ЧТО БЫ ПОСОВЕТОВАЛ МОЛОДЫМ ИСПОЛНИТЕЛЯМ?
- Не потерять себя. Несмотря на то, где и как они начинают и к чему они идут. Отчаяние, неудовлетворенность и зависть мешают человеку, не дают состояться как личности. И нужно помнить: твое место в жизни - только твое, но нужно уметь его занять. Я всю жизнь трудился, вкалывал, как папа Карло, без остановки. У меня больше 400 песен записано, больше 12 сольных концертов. Я не получал наград и званий просто так.
О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЯХ
- Моя цель - радоваться жизни и делать то, что хочу делать. Чарли Чаплин сказал однажды: «Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдание - это только предупредительный сигнал о том, что я живу против собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется быть самим собой». Я тоже стараюсь быть самим собой, освободиться от всего того, что наносит вред моему здоровью - физическому и духовному, будь то еда, люди, вещи, ситуации. Никто не вернет мне ни сегодняшний день, ни позавчерашний, а завтрашний я выбираю сам. Кому-то это нравится, кому-то - нет, но я делаю то, что хочу делать. Я могу веселиться или грустить, смотреть на людей со стороны, обсуждать их поступки по отношению ко мне. Но я не буду сильно реагировать на то, как люди поступают в той или иной ситуации.
О СТОИМОСТИ СЦЕНИЧЕСКИХ КОСТЮМОВ
- Очень по-разному. Есть костюм, который делался специально для клипа «Странник» - эксклюзив, весь расшитый, к нему прилагаются латы. Сейчас меня одевает модельер Владимир Середин. Например, пиджак от него, который я ношу, - единственный в своем роде. У Владимира штат сотрудниц, которые вручную пришивают каждый камушек. Это стоит колоссальных денег! По цене сравнимо с эксклюзивной вещью от европейского модного дома. Если ты снимаешь клип, то на свои деньги. Мой новый клип с Натали обошелся в 150 тысяч долларов. Хорошо еще, что Натали сама написала слова и музыку. Но если автор не ты, нужно заплатить за песню, за аранжировку. Если клип снимается не в Москве, ты должен всем людям оплатить из своего кармана перелет и гостиницу. Когда ты известный артист, вышедший на определенный уровень, - должен держать планку. Приходится ходить в дорогой одежде, посещать в дорогие рестораны, летать только бизнес-классом. Дело совсем не в понтах. Ты в некотором смысле становишься заложником образа… Это не означает, что в итоге от доходов ничего не остается. Но и не значит, что все суммы, которые любят озвучивать СМИ, остаются у нас в кармане.
О ГАСТРОЛЬНОМ РАЙДЕРЕ
- Да, он очень простой: чай, кофе, бутерброды и бананы. В бананах очень много калия, если их размолоть в блендере и залить кипятком, получившийся коктейль быстренько восстанавливает силы. Его применяют многие вокалисты, ведь через 30 - 40 минут пения выматываешься страшно…
(Дарья Завгородняя, «Комсомольская правда», 18.12.13)