Дмитрий Булгаков: «России нет смысла придумывать свой путь»

XVII фестиваль камерной музыки «Возвращение» закроется в Московской консерватории 12 января 2014 года. О национальной идее, отсутствии спонсоров и проблемах законодательства художественный руководитель фестиваля гобоист Дмитрий Булгаков рассказал корреспонденту InterMedia Анне Ефановой.

 

– Создание «Возвращения» стало тенденцией времени, если говорить о периодическом отъезде музыкантов за границу?

- На момент возникновения — скорее «антитенденцией». В середине девяностых большое количество музыкантов уехало за рубеж. Среди них было много наших одноклассников–однокурсников. Мы не могли предотвратить отъезды, да и никогда не думали об этом. Каждый живет, учится, работает там, где ему интересно, комфортно и удобно. Нам хотелось не потерять дружеские и профессиональные связи. Я думаю, что многое удалось.

– Время изменилось?

- Мы не ведем статистики. Возможно, что теперь отъезды музыкантов не носят столь массовый характер. Нам важно отношение наших исполнителей к идее, родившейся 16 лет назад — фестивалю. И здесь, к огромной радости, мало что меняется: не влияет ни возраст, ни семьи, ни так называемая «международная востребованность». Многим из наших музыкантов под сорок, а они продолжают гореть проектом, как 20-летние: присылают замечания, отстаивает выбранные произведения, кооперируются в составы, как будто от принятого решения зависит их благосостояние. Хотя от этого только зависит, прозвучит ли определенная музыка в Москве или нет.

– Ваш фестиваль носит идеологическую мотивацию? Что Вы думаете о возрождении национальной идеи?

- Мотивация фестиваля — дружба и интересная музыка. Что касается такой модный темы, как «национальная идея» (особый путь, духовные скрепы...) России нет смысла придумывать свой путь. Существуют универсальные общечеловеческие ценности, если мы говорим о развитых странах, в частности — европейских: хорошая медицина, безопасность, развитая наука, чистота на улице и, конечно, культура, если ее понимать как широкое понятие: театры, музеи, оркестры, включая зарплаты педагогов. Тут нет особого пути — надо просто умело управлять страной, не стесняться перенимать опыт мировых лидеров и ценить то хорошее, что у нас есть и было. Взять хотя бы хороших музыкантов.

У «Возвращения» есть спонсоры?

- На данный момент — нет. Но мы всегда надеемся на лучшее.

– Кто и как помогает вам?

- Московская филармония является третий год соорганизатором фестиваля и берет на себя расходы, связанные с арендой Малого зала консерватории. Yamahа–центр предоставляет репетиционные помещения. Концертная компания «Содружество» берет на себя некоторые расходы.

Есть и частные меценаты, которые периодически выручают в трудный момент. В целом, каждый из партнеров помогает «камерно», но все вместе плюс альтруизм участников дает возможность нам существовать все это время.

– Вы обращались в государственные организации за финансовой поддержкой?

- Да, мы не раз подавали заявки на гранты Министерства культуры. Однажды даже получили сумму, которой хватило на оплату билетов участников фестиваля. Но практика его получения, колоссальные бюрократические барьеры, необходимость серьезной бухгалтерской и даже юридической помощи для успешного прохождения всей этой процедуры, по сути, свели к минимуму общую эффективность от полученной финансовой поддержки.

– Какую помощь госслужащих вы считаете оптимальной для музыкантов?

- Финансовое стимулирование не только масштабных музыкальных событий, но и некоммерческих проектов. Например, можно было бы создать при Министерстве культуры специальный отдел, курирующий некоммерческое направление, который бы имел возможность быстро и без лишней бюрократизации выделять небольшие суммы в поддержку таких начинаний. Скажем, до трехсот тысяч рублей.

Это бы дало огромный толчок развитию множества интересных проектов в самых разных культурных областях, включая музыку. Но главное, разработать закон о меценатстве, о котором говорят, наверное, лет 20. И не мешать бизнесу помогать культуре. Перестать бояться, что помогут «кому-то не тому»!

Последние новости