Севара - «Письма» ****
2013 «Мистерия Рекордс»
О славных достижениях Севары Назархан в области этно-музыки сильно распространяться здесь не будем: те, кому это интересно, и так знают матчасть, а тех, кто судит о певице по её появлениям в программах Первого канала, эти сведения вряд ли сильно согреют. Так что поговорим о параллельной российской поп-карьере Севары. В 2010 году узбекская артистка выпустила под маркой «Севара & Эльф» альбом «Так легко», содержавший несколько песен, вроде бы подходящих под поп-эстрадный формат. Например, трек «А он не пришёл» («Собирала девочка малину») отличался даже некоторой долей чтимого российским слушателем идиотизма, однако поп-звездой тогда Севаре стать не удалось: видимо, натренированные уши продюсеров уловили, что ученица Питера Гэбриела не может петь такие тексты без фиги в кармане. В итоге Севара вместе с Эльфом отправились в инди-поповый загончик, где уже паслись много красивых певиц с нежными песнями и отсутствием выхода на большую аудиторию. (Кстати, на вопрос, кто такой «Эльф», Севара всегда отвечала, что это она и есть, её альтер эго.)
В обойму Севаре удалось попасть благодаря первому «Голосу»: она не дошла до финала, но её необычное и драматичное исполнение каверов запомнилось. Этого хватило, чтобы начать давать сольники в ММДМ, ходить сниматься в «Достояние республики» и прыгать в воду в шоу «Вышка» (как говорили в народе, там участвовали «звёзды, которых не жалко», а Севара слегка выбивалась из этой концепции). Однако каких-то суперхитов у певицы не появилось, и менее загадочным её присутствие на российской эстраде не стало. Никогда нельзя было угадать, в каком образе она появится - бесплотного легкомысленного эльфа или страдающей земной женщины, жены и матери.
В связи с этим особенно интересно было послушать второй русскоязычный альбом Севары «Письма». Выяснилось, что с поп-стёбом она пока завязала и наполнила диск серьёзными, местами даже трагичными произведениями. Большинство песен сочинялось с прицелом на международный релиз; они были переведены и на русском вышли раньше (англоязычный диск планируется на 2014-й). Альбом записывался на британских The Granary Studio и Moles Studio, а мастеринг проводился на Abbey Road, так что о звуке пластинки можно говорить только в самых превосходных тонах.
Впрочем, массовый потребитель нюансы саунда вряд ли оценит, но он определённо должен заинтересоваться тем, что Севара Назархан совершенно не желает его развлекать. В то время как десятки топ-артистов привыкли угадывать любые желания публики и с полуслова их удовлетворять, Севара не боится завести со зрителем взрослый, порой тяжёлый разговор. Подобные интонации в лёгкой, популярной музыке от женского лица не водились, возможно, со времён Аллы Пугачёвой зацепинско-таривердиевского периода. Пугачёвой тогда помогал несомненный драматический талант, Севара же вдобавок к этому использует этнические наработки, не злоупотребляя ими. Весёлого прослушивания «Письма» никому не обещают, однако есть ощущение, что слушатель - особенно в постканикулярные дни - уже подустал от блеска телевизионных стразиков. Всё время находиться в состоянии счастливого возбуждения, генерируемого нашей попсой, противоестественно - и Севара предлагает мощное противоядие от этой напасти.
При некотором общей мрачности альбом «Письма» довольно разнообразен. Севара умеет петь, как угодно (это ей отчасти мешает найти целевую аудиторию). Здесь есть и синти-поп («Сумерки»), и этника («Найти и потерять»), и рок («Карабкаясь»), и дуэт с Вячеславом Бутусовым «Письма». Но лучшие вещи на пластинке - это затейливо аранжированные и великолепно спетые эстрадные драмы. Мороз по коже пробирает от севариного голосища в «Если он горел» и «Прости». Чтобы познакомить их со слушателем, видимо, и в шоу «Вышка» поучаствовать не жалко.
Алексей Мажаев, InterMedia