Кшиштоф Занусси: «Позорно умирать здоровым, да еще имея счет в банке»

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ВЫСТРОИЛ СВОЙ ГРАФИК СОГЛАСНО ВРЕМЕНАМ ГОДА: ОСЕНЬЮ И ЗИМОЙ ЗАНИМАЕТСЯ ТЕАТРОМ, ВЕСНОЙ И ЛЕТОМ — КИНО?

- Мечтал бы так жить, но не всегда удается. Когда я не снимаю, мне часто хочется взяться за какую-либо постановку, чтобы тренировать себя, как делает музыкант, играя гаммы. Перерывов быть не должно. И живой контакт с актером очень важен. Поэтому с готовностью принимаю предложения театров. Но главное для меня кино. Вот сейчас с волнением жду премьеры своей новой картины «Инородное тело» совместного производства Италии, Польши и России. У меня там снялась Чулпан Хаматова, Миша Ефремов сыграл маленькую роль, заняты итальянские и польские актеры.

О ФИЛЬМЕ «ИНОРОДНОЕ ТЕЛО»

- Современная история. Столкновение жестких правил сегодняшней корпоративной жизни и нормальной человеческой морали. История о том, как люди продают свою свободу в угоду карьере, деньгам и корпоративной этике. Раньше воевали за свободу против государства, сейчас надо бороться за свободу против корпораций. Они покупают всего человека целиком.

КОГО ИГРАЕТ ЧУЛПАН ХАМАТОВА?

- Представителя большой транснациональной корпорации в России. Я попробовал сделать портрет бизнесвумен, лишенной не только сантиментов, но и вообще человеческих эмоций. Однако Чулпан так сыграла, что человек в ней остался, она защитила свою героиню. Это для меня важно, на ее фоне другая негативная дама из сферы бизнеса выглядит тем более страшно.

О СЕМЬЕ

- Я уверен, что семья — это огромное достижение христианской цивилизации. Есть разные модели сосуществования людей в семье, в исламе, например, она совсем иная. В нашей концепции семьи связующей нитью является опыт поколений, понимание единства отец-мать-ребенок. Сейчас семья находится под огромным напором других концепций. Людей искушают эгоизмом, представлениями о том, что все связи между ними краткосрочны и несущественны. А из-за этого на свет появляются дети, лишенные семейного тепла, всего того, что могли и должны были бы получить в детстве. В России особенно много разбитых семей, по числу разводов россияне — чемпионы мира, это страшная статистика. Мало уважения к старикам, даже в деревнях патриархальные ценности практически исчезли. Так что напоминать о семье, особенно в России, очень важно.

О ВАЛЕРИИ ЗОЛОТУХИНЕ

- Мы были добрыми друзьями. Он был очень талантливый, разнообразный человек. Тонкий, элегантный, хотя родом из совсем простой семьи. Валерий дважды гостил в моем доме, мы много разговаривали, хорошо узнали друг друга. Специально для него я написал пьесу, но не случилось ее поставить. Бог его призвал.

О ФЕСТИВАЛЕ «СЕРДЦЕ БАЙКАЛА», ПРЕЗИДЕНТОМ КОТОРОГО ОН ЯВЛЯЕТСЯ

- Раньше поляков туда ссылали, сейчас они едут по своей воле (смеется). Историческая память хранит не только плохое, но и много хорошего. Иркутск — это место, куда отправляли декабристов и польских мятежников. Там люди, которые любили свободу и боролись за нее, находили общий язык. Эта память для меня настолько важна, что ради нее я готов каждый год летать так далеко, поддерживать важное культурное начинание, показывать фильмы из разных стран. «Сердце Байкала» — фестиваль международный.

О СОБЫТИЯХ НА УКРАИНЕ

- Думаю, в долгосрочной перспективе европейский путь развития более надежен, чем русский. Если Россия возьмет сейчас на себя украинские долги по нефти и газу, то это, может, и принесет облегчение, но только на время. Вашей стране нужно как можно скорее начать решать собственные насущные проблемы. Развивать Сибирь, чтобы люди не уезжали, строить хорошие автострады и надежные железные дороги. Россия сама должна стать более западной страной. Но это мое мнение, я могу его высказать, но не считаю себя вправе советовать русским, что им делать.

ЗАТРОНУЛ ЛИ ПОЛЬШУ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС?

- Нет. В отличие от многих других территорий, мы обошлись без рецессии. Но, конечно, есть проблемы, активизировались агрессивные националисты. Но это не только у нас, и в России мы много этого видим, и во Франции это есть, и в Италии и Германии, хоть и в меньшей степени. Конечно, это шаг назад в развитии человечества, но ведь оно никогда не было плавным. К счастью, нет никаких доказательств, что все непременно закончится катастрофой.

СЛЕДИТ ЛИ ЗА СУДЬБАМИ СВОИХ УЧЕНИКОВ?

- Не очень. Их так много, и все в разных странах, уследить за всеми очень трудно. Но довольно часто получаю вырезки из газет, где кто-нибудь упоминает, что слушал мои лекции. Иногда положительно, порой наоборот. Ларс фон Триер несколько раз жаловался в интервью, что мои лекции ему не нравятся. Все рождает у него протест. Говорит, что вспоминает мои слова и все делает наоборот. И он мне симпатичен этим, у Ларса необыкновенный режиссерский дар.

КАК УДАЕТСЯ СОЧЕТАТЬ УГЛУБЛЕННОСТЬ ФИЛОСОФА С МОЛОДОЙ ЖАЖДОЙ ПУТЕШЕСТВИЙ И НОВЫХ ОТКРЫТИЙ?

- Бог дал силы. Моя мама говорила, что позорно умирать здоровым, да еще имея счет в банке. Всем надо пользоваться до конца. Огромное благо, что профессия режиссера дает оправдание моему любопытству, меня касается все, потому что никогда точно не знаешь, что пригодится тебе для фильма. Поэтому со мной часто происходят неожиданные и необыкновенные вещи. Недавно я делал доклад на медицинском конгрессе во Вроцлаве, посвященном паллиативной медицине. Это та медицина, которая помогает людям умирать. Речь не об эвтаназии, тут совсем другое. Это огромная система, очень развитая в Польше и во всей Европе. Человек с тяжелой болезнью может обратиться в специальный центр, и к нему, по его желанию, приходит психолог, священник, медсестры, чтобы он мог спокойно подготовиться к уходу, не испытывая страха.

(Ольга Галицкая, New Times, 16.01.14)  

Последние новости