В Михайловском театре готовятся к первой оперной премьере 2014 г.
Генеральная репетиция новой версии оперы "Царская невеста" Римского-Корсакова пройдет на сцене Михайловского театра вечером 23 января 2014 года. Премьерная серия включит в себя три спектакля. Оперу также повторят один раз весной, как следует из афиши, анонсированной на официальном сайте театра.
Впервые шедевр на музыку Римского-Корсакова был представлен 22 октября 1899 г. в театре Московского товарищества частной русской оперы (дирижер - Михаил Ипполитов-Иванов, художник - Михаил Врубель). В 1901 г. состоялась его премьера в Мариинском театре, в 1936 - на сцене МАЛЕГОТа (режиссер-постановщик - Виктор Раппопорт, декорации были созданы по эскизам Бориса Кустодиева).
8 сентября 1944 г. после возвращения театральной труппы из Чкалова (Оренбурга), эвакуированной во время Великой Отечественной войны, этот спектакль был сразу же возобновлен. Спустя два месяца - 3 ноября 1944 года «Царской невестой» Римского-Корсакова открылся новый сезон в театре Ленинграда.
С 2004 года в Михайловском театре эта опера шла в постановке Станислава Гаудасинского со сценографией Вячеслава Окунева. Последний раз она была дана 5 апреля 2011 года и с тех пор не возобновлялась.
Версия "Царской невесты" Андрея Могучего приурочена к празднованию 170-летия со дня рождения Римского-Корсакова. Спустя почти месяц после этой постановки в Санкт-Петербурге свое видение драматического полотна Льва Мея в столичном Большом театре представит российско-израильский режиссер Юлия Певзнер.
Над творческим воплощением одного из самых сложных произведений русской классики, обозначившим рубеж между оперой XIX и ХХ веков, помимо г-на Могучего, работают музыкальный руководитель и дирижер Михаил Татарников, художник Максим Исаев и художник по свету Александр Кибиткин.
"Царскую невесту" планировали представить в Михайловском театре еще в прошлом сезоне, но в связи с назначением Андрея Анатольевича на должность худрука БДТ имени Товстоногова руководство приняло решение перенести на следующий сезон запланированную премьеру.
Андрей Могучий, известный постановками на драматической сцене, в репертуарном оперном театре работает впервые. По его мнению, "законы психологического театра должны быть соблюдены и в опере, но помимо этих законов есть фундаментальные, по сути, математические законы музыки, которые очень мощно структурируют ситуацию".
— Сначала я думал, что простора для интерпретации будет гораздо меньше, - признался он корреспонденту InterMedia. - То, что при столь жестких структурных особенностях в оперном искусстве есть столько гибкости и возможностей для маневра, стало для меня сюрпризом, - отметил режиссер-постановщик.
По ощущениям художника Максима Исаева, «Царская невеста» — «внятный, вневременной, универсальный сценарий, который хочется ставить».
- То, что происходит в конце XVI века, может происходить и сегодня, — считает он. - Мы отстраняемся от исторической ситуации, делаем вневременную историю о любви и о невозможности любви, — отмечает г-н Исаев.
Его мысль о необходимости объяснения человеческих взаимоотношений продолжает Андрей Могучий.
- Показывать, как устроена жизнь в России - бесперспективное занятие, — говорит режиссер. — Вечна и непостижима только любовь. Для меня эта пьеса о торжестве тотальной, космической любви, которая имплантирована в Марфу. Даже в состоянии сумасшествия, оторванности от реального мира, она оказывается в зоне чистой любви, очищенной от всех трагедий.
В отношении музыкальной составляющей "музыка Римского-Корсакова — это замечательная инструментовка, яркие оркестровые краски, тембральное богатство". Об этом рассказал корреспонденту InterMedia музыкальный руководитель постановки и дирижер Михаил Татарников.
— Я иду от звука; оркестр разделяет со мной радость сочного и красочного звучания — у каждого инструмента есть сольное высказывание или эпизод. Вместе с тем композитор — мастер сюжета, который очень четко выявлен в музыкальной ткани. И здесь я полностью полагаюсь на творческий метод Андрея Могучего, который это чувствует и умеет в каждом исполнителе найти сильные стороны и естественным образом включить его в действие, - объясняет дирижер. - Буквально с первого контакта с Андреем Могучим и Максимом Исаевым между нами вспыхнула искра энтузиазма — необъяснимо, беспредметно — и очень быстро переросла в настоящий творческий союз, - подчеркивает маэстро.
В результате такого плотного и эмоционально насыщенного взаимодействия всего постановочного состава рождается на глазах "уникальная коллекция спектаклей". Об этом корреспонденту InterMedia сообщил г-н Кехман. Во многом поэтому, "сотрудничество с известными драматическими режиссерами обязательно будет продолжено", по его словам.
- Это интересно зрителям, это важно для вокалистов, которые могут развиваться как актеры и делать оперный спектакль психологически достоверным, - отметил гендиректор.
Следующей премьерой Михайловского театра в сезоне 2013/2014 станет июльская постановка Василия Бархатова оперы П.И.Чайковского "Евгений Онегин". В ноябре того же года в сезоне 2014/2015 версию "Трубадура" Верди с бельгийской сцены на петербургскую перенесет Дмитрий Черняков. Не исключено, что в ближайших афишах Михайловского в 2015 также появятся "Травиата" Верди и "Манон Леско" Пуччини.