Стас Пьеха - «10» ***
2013 Первое музыкальное издательство
Альбом приурочен к юбилею творческой деятельности Стаса Пьехи. Как говорит исполнитель, это некое подведение промежуточных итогов. Что ж, никто его за язык не тянул: нам тоже захотелось оценить, попал ли за эти десять лет Станислав Пятрасович в десятку или обретается в обойме трудноразличимых артистов среднего уровня.
Признаться, после участия Стаса в «Фабрике звёзд-4» его перспективы виделись вполне радужными (согласно словарю Ушакова, «приятными, обнадеживающими, сулящими радость, счастье», а не то, что вы могли подумать). И дело не только в фамилии, хотя бабушкины гены обязаны были благотворно повлиять на молодого исполнителя - по части вкуса, например. Стас оказался обладателем небезынтересного голоса: как только он начинал петь на полтона ниже, это сразу резко отличало его вокал от стандартизованных мужских голосов нашей эстрады. Вопросы, правда, вызывала причёска, но диплом стилиста парикмахерской школы не позволял г-ну Пьехе носить на голове что-нибудь попроще. Потом он, правда, всё-таки поменял внешний вид своих волос (а заодно носа и торса), но это уже не имело отношения к его творческим перспективам.
После «Фабрики звёзд-4» Стас Пьеха отказался подписывать контракт с наставником этого шоу Игорем Крутым, предпочтя остаться с Виктором Дробышем, автором его первого хита «Одна звезда». После судебных разбирательств Стас получил желаемого продюсера, однако серьёзного прорыва не произошло. Как рассказывал мне г-н Дробыш, Пьеха рвался исполнять серьёзную, сложную музыку с уклоном в джаз, но продюсер предлагал ему что-то более доступное для широких народных масс. Эти поиски компромисса заметно тормозили карьеру Стаса - за десять лет он выпустил только три альбома, число ярких песен на которых было минимальным: даже хиты звучали как-то усреднённо, и там было тяжело найти не то что влияние джаза, но и какие-то попсовые хуки. Виктор Дробыш не обманул подопечного по части внедрения его в шоу-бизнес: были и заметные дуэты (например, с Лепсом, где Стаса практически не было слышно), и участие в громких телепроектах. С внедрением в музыку дело обстояло похуже.
На диске «10» собраны, опять-таки по словам Стаса, «золотые хиты последних лет». Иначе выражаясь, сюда вошло всё, что накопилось за пять лет после выхода предыдущего альбома «Иначе». Спорить о том, номерной это альбом или сборник, бессмысленно: некоторые песни, возможно, и покажутся вам смутно знакомыми, но все, кроме внимательных поклонников Стаса Пьехи, большинство треков воспримут как новинки. Мне очень хотелось порекомендовать пару-тройку композиций для более пристального прослушивания, но возникли затруднения: почти все песни равны, как на подбор - мелодичны, без текстовых ляпов, форматны, но лишены каких-то «крючков». Что особенно обидно, в этих произведениях никак не проявляются вокальные возможности Стаса: ну, поёт чистенько и скучненько, и что? На этом аккуратном фоне ухо сразу выделяет дуэты - «Я и ты» со Славой, где певица поёт ниже певца, и две «совместки» с Григорием Лепсом: хорошо известная «Она не твоя» плюс «Девочка на шаре». Когда вступает Григорий, сразу просыпаешься и думаешь: неужели это Стас дал такого брутала? Да нет, это Лепс за него отдувается. А мы продолжаем ждать, когда Пьеха и сам устроит слушателю что-нибудь этакое.
Алексей Мажаев, InterMedia