Валерий Тодоровский: «Сценарий должен быть такой, чтобы с первых трех страниц уже невозможно было оторваться»

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

— Все очень просто. Я родился в Одессе. Я — одессит. Нас мало, но мы крутые. Да, я родился в семье кинематографиста. Мой папа — кинооператор, потом стал кинорежиссером. Это та среда, те люди и тот мир, который я знаю лучше всего — другим мне заниматься уже неинтересно. Я лучше проиграю на этом, кинематографическом поле, чем буду влачить жалкое существование на поле, где тысячи людей пасутся и делают это лучше меня.

О ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ СЦЕНАРИЯ

— Сценарий — это труд. «Оттепель», например, мы писали полтора года. Для каждой серии было от 5 до 11 вариантов — мы искали идеал. Сценарий должен быть такой, чтобы с первых трех страниц уже невозможно было оторваться. Нельзя прийти с тем, что вы быстро начеркали за ночь. Вам скажут «нет», а вы станете бить себя в грудь и говорить, что вы — гений... Нет, это неверный путь. Повторюсь, сценарий — это труд. Сейчас, как ни странно, идет поток странных исторических блокбастеров. Режиссерам присылаются сценарии про какой-то XVI век, про каких-то витязей. Люди пишут что-то непонятное! Написать историю здесь и сейчас, ту, что создается за окном, почему-то никому не приходит в голову! Выигрывают те, кто предлагает свою адекватную историю. Автор должен говорить о чем-то своем, но так, чтобы это было интересно большому количеству людей.

О ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЯХ

— Мое занятие — это кинематограф. У меня нет иных любимых занятий. Я не играю в свободное время в теннис и не собираю спичечные коробки. Только вот в выходные дни общаюсь со своими детьми, стараюсь уделить им внимание.

О ВДОХНОВЕНИИ

— Честное слово, не знаю. Я вообще не могу понять, откуда люди все черпают. Иногда черпается, иногда нет. Бывает и опустошение, когда почерпнуть совершенно неоткуда.

СМОТРИТ ЛИ СЕРИАЛЫ?

— Ну а как же! Есть прекраснейший сериал «Mad Men», есть «Homeland» американский. Есть мой любимейший сериал, который называется «Six Feet Under» (в российском прокате «Клиент всегда мёртв»). Ему уже лет 10, но это просто хрестоматия. Надеюсь, что все это видели многие. Но есть и много другого. «Sopranos» вот уже стал современной классикой.

ОБ АМЕРИКЕ

— Да, там огромное количество талантливых людей, у которых есть идеи и сценарии. Но они не могут пробиться, потому что в Америке огромная конкуренция. Просто нет места! А у нас в постсоветской кинематографии людей мало. Так что молодежь имеет все шансы: написать сценарий, снять фильм, сделать свою первую независимую работу и показать это миру. В наше время можно снять на айфон… Сегодня существует масса возможностей продать свой сценарий — и за большие деньги. Я вообще не вижу проблем пробиться, если вы делаете что-то, что может быть востребовано.

(Ксения Линникова, «Сегодня», 31.01.14)

Последние новости