«Она»: До чего дошел прогресс ***

Фантастическая драма «Она» (Her, США, 2013 г., режиссер Спайк Джонс, в ролях – Хоакин Феникс, Скарлетт Йоханссон, Руни Мара, Эми Адамс, Оливия Уайлд, Крис Прэтт, Мэтт Летчер, Кристен Уиг) выходит в прокат 27 февраля 2014 года.

Не столь отдаленное будущее, Лос-Анджелес. Теодор (Хоакин Феникс) зарабатывает на жизнь тем, что сочиняет романтические письма реальным адресатам, однако в его личной жизни, кажется, наступил полный штиль. После расставания с женой (Руни Мара) время для Теодора как будто остановилось, и все его существование напоминает закольцованную петлю «дом-работа-дом-видеоигры». Знакомая ситуация, не так ли?

Впрочем, Теодор не хочет (или не может) найти в себе силы, чтобы выбраться из рутины, преодолеть депрессию, пока случайно не приобретает операционную систему ОС-1 с голосом Скарлетт Йоханссон. Тут-то и выясняется невероятное: оказывается, мужчины тоже любят ушами и вполне способны втюриться в того, кто готов их выслушивать и смеяться над всеми шутками. Пресловутые 90/60/90 при этом не так важны, как об этом принято думать. Впрочем, от секса (по телефону?) с аппетитной ОС по имени Саманта Теодор все же не отказывается.

Высказывание Спайка Джонса на злободневные темы «До чего дошел прогресс» и «Онлайн против оффлайна» пропитано грустью и сентиментальностью. На чувства (и слезные железы) при этом давит заслуженно номинированный на два «Оскара» саундтрек авторства талантливых музыкантов канадского инди-рок оркестра Arcade Fire.

Кроме пяти номинация на премию Американской киноакадемии (а тут вам и «Лучший фильм», и «Лучший сценарий»), картина может похвастаться «Золотым глобусом», призом Гильдии сценаристов и многочисленными положительными отзывами критиков.

Однако приступая к просмотру с завышенными ожиданиями, зритель рискует разочароваться. На сей раз Спайк Джонс решил отойти от опыта своих предыдущих работ («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация») и самостоятельно написать сценарий к фильму. Видимо, в результате он вложил в картину что-то свое, глубоко личное. Совсем не обязательно, что этот посыл окажется близок и понятен каждому.

Любовь между человеком и андроидом/роботом/машиной/компьютером – тема не то чтобы новая, но в последнее время заметно набирающая популярность (например, в шведском сериале «Реальные люди» подобных людей называют «роботофилами»). «Она» предлагает оригинальное толкование этого явления. Более того, Джонсу как сценаристу и режиссеру удалось поймать «цайтгайст», передать на экране всю современную одержимость гаджетами, технологический нарциссизм нашей эпохи.

С художественной точки зрения картина подана весьма интересно и стильно. Внимательный зритель не сможет не отметить старомодные штаны с завышенной талией и рубашки «веселеньких» расцветок, которые носят мужские персонажи. Однако главная проблема фильма в том, что персонаж Хоакина Феникса не вызывает сочувствия. Сказать по правде, с этим ботаником-интровертом, отрастившим забавные усики, просто-напросто скучно.

Есть в фильме и еще один немаловажный нюанс. Спайк Джонс предлагает зрителю поставить себя на место персонажа Хоакина Феникса, который был женат на Руни Мара, встречался с Эми Адамс и ради сексуального голоса Скарлетт Йоханссон продинамил Оливию Уайлд. Он это что, серьезно?!?!

Денис Шлянцев, InterMedia

Последние новости