«Океан Эльзы» - «Избранное» *****
2013 «Никитин ЭмДиСи»
Вот это, конечно, номер: современная группа, не битлы какие-нибудь, выпускает пластинку «Избранное» на двух CD, и в каждый диск входит по 20 песен. 40 хитов за 20-летнюю карьеру? У многих и четырёх-то не набирается. Когда в сборник лучших песен входит 40 треков, это говорит либо о чрезмерном оптимизме составителя, либо о том, что группа действительно незаурядная. Как показало прослушивание, в случае с «Океаном Эльзы» справедлив второй вариант. Распевность украинского языка, хитмейкерский талант, умение группы с равной виртуозностью играть и рок-боевики, и любовные «сопли», многоликость вокалиста, который поражает не голосовыми экзерсисами, а палитрой эмоций - всё это дало результат, близкий к идеальному.
Украинский язык понимают не все, поэтому многие песни Святослава Вакарчука обзавелись в народном сознании такими смыслами, которые он не вкладывал. Хрестоматийный пример: «Без бою» воспринималась гимном оранжевой революции (предыдущей, 2004 года), хотя являлась всего лишь композицией о сложных взаимоотношениях с девушкой. Просто песни «Океана» настолько ярки, что начинают жить своей жизнью. К сборнику «Избранное» это тоже относится. Его можно включить фоном и заниматься под эти качественные записи чем угодно, но время от времени - чаще, чем представляется, - песни будут вырывать вас из вашей собственной реальности. Будут тактично, но настойчиво вторгаться и заставлять себе подпевать либо как минимум удивляться, как это группе удалось сочинить такое количество ладных и красивых произведений. И вы при всём желании не сможете спорить с тем, что этот двойной сборник составлен из хороших или очень хороших песен, а третьего не дано.
Вот краткий путеводитель по эмоциональным пикам «Избранного»: его открывает «Там, де нас нема», после которой группу Святослава Вакарчука полюбили сразу и навсегда, в том числе и в России. «Без бою» идёт третьим номером, хотя её лучше было бы поставить ближе к финалу (а то к концу прослушивания можно забыть, что она вообще там была). Сразу после «Без бою» - красивейшие «Сосни». Следующий пик - боевичок «Онлайн», затем «Майже весна», которая привязалась бы намертво, кабы не предшествовала композиции «Коко Шанель»: Святослав кажется единственным музыкантом, в чьих устах звучание прозвища и фамилии этого персонажа не кажется пошлым. «Бiльше для нас», проникновенный «Той день», неожиданно манерная «Стрiляй» тоже не дадут слушателю расслабиться. Припев «Вище неба», трек «Я так хочу» - и можно переходить ко второму диску.
Он стартует с нежнейшей «Вiдпусти». Припев «Rendez-vous» доказывает, что «Океан Эльзы» может исполнять томные кафешантанные вещи точнее, чем артисты, которым это вроде как положено по статусу. Распевно-фолковая «Ночi i днi», трепетная «Холодно», легкомысленно-попсовая «На небi»... 39-м треком следует «Обiйми», в которой Вакарчук демонстрирует Мишелю Крету, как надо было писать музыку для проекта Enigma.
«Океан Эльзы», между прочим, и не думает сбавлять обороты и снижать количество хитов на каждом новом альбоме. Вероятно, лет через пять придётся выпускать «Избранное» уже на трёх дисках.
Алексей Мажаев, InterMedia