Сергей Мазаев («Моральный кодекс»): «Я состояние трезвости немного забыл»
О ВРЕМЕНАХ ГОДА
— Времена года — стихийная штука, а зима и лед — наше все. В нашей жизни вообще много мороза. И время сейчас такое, что хочется его разморозить. Ну, а слова «Нас не обманет зима» — о том, что до лета мы все равно доживем. Я много раз доживал до лета.
О «МОРАЛЬНОМ КОДЕКСЕ» НА РАДИО
— Мы посылали песни на радио, и их почти никто не ставит. У нас очень маленькие ротации. Мы делаем музыку, рассчитаннyю на многократное прослушивание. Возможно, она не так быстро «вставляет», и редакторам кажется не родной, не русской. Хотя, какая она еще? Мы же русские, поем на русском языке. Мы — великая русскоязычная нация, объединяющая евреев, татар, украинцев... Русский язык — наш общий культурный стержень. Именно поэтому играть русскоязычную музыку сложно.
О ЗАПАДНОМ ЗВУЧАНИИ «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА»
— Я не согласен. Мы делаем русскую музыку, ну, может быть, с какими-то тюркскими моментами, которые нам не чужды историчеcки. Что-то заимствуем в еврейской культуре. Например, потрясающую самоиронию, которой русской культуре не хватало. Недавно со своим струнным квартетом играл концерт английского композитора Кристофера Болла, так там напевы как в песне Леля у Римского-Корсакова.
О «РОКОВОЙ» «ЗИМЕ»
— Рок-н-ролл — очень радостная и жизнеутверждающая музыка. При этом рок социален и вмещает в себя массу критики — социальной и политической. Просто критика не должна быть деструктивной. Неумение дискутировать, непримиримость к чужому мнению, которое, возможно, усовершенствует твое, — ужасно. Вот такого рода «зимы» мы и пытаемся как-то побороть. Ну или поставить диагноз. Ведь это первая стадия на пути к излечению.
О ДИАГНОЗЕ «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА»
— Мы делаем только то, что хотим делать. Мы стали самодостаточной группой и играем музыку, которая нравится в первую очередь нам. Мы подходим к работе над музыкой, как граждане Женевы подходят к строительству своих тротуаров. Для нас нет мелочей. Все стало с одной стороны гораздо приятней, а с другой — сложнее. Потому что все хочется поправить.
Послушайте, как звучат наши пластинки, как мы относимся к их воплощению. Так же мы относимся к себе и к окружающим. Во всей Вселенной нет ничего дороже и ценнее человеческой личности и жизни. В этом смысле я человек нерелигиозный. Я религию ставлю ниже свободы человека.
О ПОП-ДУЭТАХ И ДУЭТЕ «КЛАССИКА БЕЗ КОДЕКСА» С ИГОРЕМ ФЕДОРОВЫМ
— Те дуэты были сделаны не специально. Появились песни, и они подходили для дуэтов. А с Федоровым мы продолжаем работать. Продолжает развиваться мой квинтет, и Игорь Федоров в нем сопродюсер, занимается с нами также как педагог. Он потрясающий, высокого класса дирижер. В апреле играем в Самарской филармонии с их оркестром. Программа — от позднего барокко к современности.
О ГРУППЕ «АВТОГРАФ»
— Такая музыка требует большого комфортного звука, гигантских помещений. У нас ездили два огромных трейлера с аппаратом, и это была настоящая жизнь. Мы по полной занимались любимой музыкой, ну иногда прифарцовывали чем-то. Хотелось быть модненькими.
О ЖЕЛАНИИ УЙТИ В БИЗНЕС
— Никогда! Хотя было много деловых друзей в очень серьезных компаниях, меня все время останавливал странный страх. Однажды в начале 90-х директор Юрия Антонова Слава Бейлин приглашал меня проехаться по стране с песнями «МК». В одиночку, «под фанеру», 40 концертов в месяц. За исполнение двух-трех песен платили 2-3 тысячи долларов. Говорил: «Своим будешь платить по тысяче в месяц, они подождут». Некоторые артисты так сделали, и потеряли группу. Ну тут уж кто чего хотел от жизни.
О КОРПОРАТИВАХ
— Серьезно отразилось. Люди, часто услышав одно слово, коверкают смысл целой фразы. Было сказано, что негоже тратить бюджетные деньги на корпоративы. Но ведь бюджетные деньги у бюджетных работников — это их же деньги. Ну, представьте людей, зарабатывающих 15-20 тыс. рублей в месяц. Для них этот корпоратив перед каникулами — главное веселье года, которого искренне ждут. Возможность признаться в любви девушке, которая работает этажом ниже, на танец пригласить.
ОБ АЛКОГОЛЕ
— Я состояние трезвости немного забыл — начиная с 17 лет, начал травить себя алкоголем, а к 25 уже серьезно выпивал. Я пробовал не пить. В 40 лет решил бросить, но без врачей не вышло. Срывался девять раз за четыре года. В итоге остановился, и уже не хочется. Не пить оказалось гораздо лучше, чем пить. Вообще, любой мужчина должен найти в своей жизни два года, в течение которых он должен просто не пить. Для себя выяснил, что понятие «культура пития» — одно из самых больших заблуждений человечества.
О МУЗЫКАЛЬНОМ КРИЗИСЕ
— У Маккартни отличный новый альбом «New». Дома я слушаю классическую музыку на радио «Орфей». Кризиса я не ощущаю. Может быть, наши фибры ждут чистоты Led Zeppelin, но сейчас звучание немного изменилось, и новая музыка уже кажется нам не нашей, легковесной. Это не так. Новое поколение купается в новой музыке. У молодых ребят есть хорошие инструменты, струны, усилители. Благодаря школам в интернете, можно стать вирутозом высочайшего уровня.
(Алексей Певчев, «Известия», 12.02.2014)