Сергей Мазаев: «Гитара и руки всегда с собой — ну почему не сесть и не позаниматься на ней?»

О НОВОМ АЛЬБОМЕ «ЗИМА»

— Да, давно их не было. А теперь вот накопилось песен: вспомнили даже совсем старые Колины вещи, которые он в годы «Скандала» еще сочинял (Николай Девлет-Кильдеев — гитарист группы «Моральный кодекс», «Скандал» — его первая группа конца 80-х. — Прим. ред.). А альбомов не выходило по той причине, что у нас довольно большой уже песенный запас. В жизни это успокаивает, дает достаточный ресурс для работы, для концертов. Не было у нас экономического стимула выпускать пластинки год за годом, потому что это не приносит тех денег. А мы уже приобрели такой опыт музыкальный, что выпускать их в том виде, как когда-то делали, теперь не можем себе позволить. Мы выучились и знаем, как это делается в реальном мире — то, чем мы восхищаемся; мировые, так сказать, образцы. Мы подошли к пластинке очень тщательно — в плане звучания и остального.

О ДОХОДАХ С ТИРАЖЕЙ ДИСКОВ

— В Советском Союзе мы успели застать то время, когда тиражи приносили доходы. Но дело в том, что они к музыкантам не приходили. Эти авторские деньги — они, конечно, не могут быть черными. Они могут быть только светлыми, потому что никто из Владивостока не будет возить какие-то триста долларов в год в кейсе. И у нас пока рынок так и не устоялся. Сейчас это все переходит в новую форму. Может быть, теперь все будет зависеть от нас. Если мы запишем хорошие песни и пластинка понравится людям, то ее будут покупать, и тогда мы будем зарабатывать. Надеемся на новые технологии, на торговлю в интернете. И здесь уже пенять будет, наверное, не на кого. То есть, если музыка хорошая, ее будут покупать. Плохая — не будут, вот и все. Мы только этим и хотим заниматься. Просто, к сожалению, я лично сам в этом некомпетентен. Надо идти в ногу со временем и быть в курсе всех технологий и того, как они меняются. А я где-то в середине 90-х перестал за этим следить. За клавишами новыми, за техно-музыкой… То есть я ушел в другую историю. Сейчас я вообще больше упражняюсь в классике, потому что это, ну, как спорт. Если не заниматься, просто не будет получаться играть.

О ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ

— Гитара и руки всегда с собой — ну почему не сесть и не позаниматься на ней? Часочек в день хотя бы, понимаете? Это просто лень. Это отговорки. Я считаю, что дело просто в отсутствии воли у людей и непонимании. Когда Джимми Пейдж столкнулся с такой проблемой в молодости, он пошел учиться и выучил ноты для того, чтобы зарабатывать деньги. В музыке тоже существует свой язык, как итальянский, русский… его неплохо было бы изучить. Во-первых, общаться проще. Можно ноты написать, человеку поставить — он придет и сыграет сразу. А можно 2 часа вдалбливать ему в голову мелодию, мычать в лицо, чтобы она запомнилась. 

О СТИЛЕ «МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА»

— Вы знаете, изначально как раз мы не думали ни о фанке, ни о соуле. Мы хотели сделать группу рок-н-ролльную такую — но нового звучания. С элементами и фанка, и соула, и всего на свете — но все равно жесткую такую… Ну как бы белый рок. Мы хотели сделать нечто среднее между Red Hot Chili Peppers (они, правда, позже появились) и INXS. Вот последние на меня произвели большое впечатление в конце 80-х годов.

ОБ ОРИЕНТИРАХ

— Не то чтобы как Хатченс именно, но да, был такой момент. Но тот же Хатченс — он же сам копировал Моррисона. Тогда длинные волосы вообще все носили. Просто у меня они не очень густые всегда были, но мне хоть немножко удалось поносить длинные, пару лет. Тоже неплохо. А сейчас уже, к сожалению, только парик можно надеть. В общем, INXS, Дэвид Боуи, Брайан Ферри — вот наши ориентиры: мы хотели играть такой глэм, глэм-рок, гламурный рок. Хотя мы всегда говорили, что хотим совместить два стиля: маниакальное диско и платоническое порно. И в итоге получается деградэнс, такой стиль, — это мы так шутили в начале 90-х. Новый климат будто придумали… Но не получилось. Климат остался старый.

О ДРУЖБЕ С ПОП-МУЗЫКАНТАМИ

— Просто мы музыканты в первую очередь. Мы очень много как сессионные музыканты участвовали в записях. Через это, через продюсирование подружились со многими. У меня много друзей среди этих популярных артистов наших обычных. Я знаком даже с Юрой Шатуновым. Ну а, собственно, что?

Мне интересно и приятно с ними общаться. Я просто из-за своего этого классического подхода считаю, что музыка преображается, когда вы серьезно относитесь к любой мелодии, хитовой тем более: если ее с умом аранжировать и сделать оркестровую пьесу, это будет красиво звучать очень. Просто, к сожалению, многие из песен того же «Ласкового мая» и других вышли в эфир в сиротском звучании — в этом и состояла изюминка их. Все это очень трогательно было, душу людям рвало. Муромовские «Яблоки на снегу», «Седая ночь» — мне тоже нравятся эти песни. Реально. Я понимаю, почему они такие популярные. И я когда выпивал, даже в угаре какие-то эти «Белые пароходы» и «Белые ночи» заказывал в ресторанах. Для смеха. Или «Гранитный камушек». Ну когда это подходит, как тот соус к этому салату, понимаете. Все хорошо шло, но относиться к этому, как к каким-то эпохальным событиям нельзя ни в коем случае. Это развлекательный жанр. Музыка, которая, конечно, большое значение имеет. Но если бы какой-то из этих музык не было, ничего бы не произошло с миром.

ОБ АПОЛИТИЧНОСТИ

— Музыка не может быть ни в одном, ни в другом лагере. Вы подумайте сами: песня «До свидания, мама» — ну какой партии она принадлежит? Это чисто постпубертатная песня, я ее так называю. Или свадебная. А любовь не имеет никаких политических признаков. Политика — это интересно, конечно, но… я ничего не понимаю в ней, по большому счету. Я когда-то учил политэкономику, но реально — ну что я могу?

О РЕЛИГИИ

— Ну потому что, конечно, довели до абсурда вообще все на свете. Мне очень нравится такая формулировка: мол, вера — это интеллектуальная лень. Не хочу знать — не надо, буду верить. Я пришел к выводу, что, в общем, смысла нет на эти темы рассуждать, вслух особенно. По конституции одно происходит, а в реальной жизни все иначе. Воздействие и влияние такое на государственные структуры религиозное —это просто абсурд. Такого не должно быть. Храмов огромное количество строят, краски тратят огромное количество, камней… Ну хорошо, да. Хотя лучше бы школы строили. Пользы все-таки больше.

(Иван Сорокин, «Афиша-Волна», 14.02.14)

Последние новости