Даниил Крамер: «Уровень российских джазовых музыкантов вырос неимоверно»
КАК СТАЛ ДЖАЗМЕНОМ?
– Вы знаете, не считаю себя чистокровным джазменом: я просто музыкант, владеющий многими стилями. Хот, конечно, основная моя стилистика – это именно джаз. Но только джаз – это очень большое понятие. И в принципе, в процессе своей творческой деятельности мне довелось поиграть рок, поработать с рэп-исполнителями, с музыкантами из поп-арта. А по образованию я классик и лауреат классических конкурсов. Так что являюсь полистилистом и считаю себя просто музыкантом. А любовь к джазу давняя, хоть и появилась у меня не сразу.
КАКАЯ МУЗЫКА ЕМУ НРАВИТСЯ?
– Из русского рока мне очень нравятся ранний «Наутилус Помпилиус», Гарик Сукачев, Андрей Макаревич, Юрий Шевчук. Не делю музыку как таковую на жанры, для меня есть только хорошая и плохая. А в любом направлении бывают люди, которые выводят эту музыку на новую высоту. Например, жанр дворовой песни, которую не стоит путать с русским шансоном – единственным стилем, который мне чужд по своей сути блатняка. Легендарная Эдит Пиаф превратила французский дворовый шансон в великое концертное искусство. А обыкновенный поп-арт с простыми гармониями благодаря Фредди Меркьюри и «Битлз» превратился в потрясающее и неумирающее направление в искусстве, в которое мы все влюблены и по сей день.
ОБ ИМПРОВИЗАЦИИ
– Импровизация есть всегда – если повезет и будет вдохновение, то весь концерт пройдет в импровизации. А вообще все зависит от вашей эрудиции и душевного настроя по отношению к публике и ее отношения к вам.
О ДЖАЗОВОЙ КУЛЬТУРЕ
– За последние лет пятнадцать уровень российских джазовых музыкантов вырос неимоверно. И вслед за нами идет поколение, которое, как и положено следующему поколению, явно во многом нас превосходит, но кое в чем и уступает. В общем знаменателе превосходит, на мой взгляд, в какой-то степени в уровне профессионализма, представители этого поколения эрудированы, конкурентоспособны, много знают и умеют и не боятся играть ни с какими звездами из какой бы то ни было страны. Уровень отечественного джаза очень сильно шагнул наверх. Например, Александр Сипягин и Борис Козлов, уехавшие в Нью-Йорк и ставшие суперзвездами, популярны и любимы местной публикой. А для американских музыкантов за честь выступать с ними. Но есть и недостаток, который в скором времени уйдет, – это сохраненная вторичность российского джаза после американского и европейского.
(Сергей Горохов, m osaica. ru, 18.02.14)