Андрей Макаревич - «Живые истории» ****
2013 «Эксмо»
Книгами Андрея Макаревича уже можно заполнить если не целую книжную полку, то добрую её половину. Причём библиотечка подберётся разножанровая: автобиографическая проза, мемуары, кулинарные книги, сборники баек... «Живые истории» - скорее публицистика. Макаревич выступает здесь в амплуа, как это теперь называется, колумниста. Вошедшие в «Живые истории» его размышления на разные темы уже публиковались в прессе, поэтому выпуск их в твёрдом переплёте можно было посчитать рискованным экспериментом: газета живёт один день, публикация на сайте - пару часов; где, казалось бы, колонки и где твёрдые обложки?
Кстати, с публицистикой Андрея Макаревича в последнее время мы встречаемся в сети всё чаще - уж слишком много острых тем жизнь подбрасывает, мимо которых неравнодушный человек пройти не может. Колонки лидера «Машины времени», как водится, вызывают острые споры, где оппоненты предъявляют Андрею Вадимовичу весьма диковинные претензии. Ну, например: как можно критиковать ошибки высшего руководства страны и одновременно позировать в «олимпийских одеждах» Bosco? Не встаёт ли таким образом Макаревич на службу «кровавому режиму»?
Не встаёт. Объясняю. Большинство из нас, считающих себя нормальными людьми, не готовы подобно Рахметову спать на гвоздях в мечтах о революции. Приходится жить обычной жизнью и находить в ней какие-то естественные радости, несмотря на все новости федеральных каналов. Вот вы посмотрите на свою страничку в соцсети: Украина - Крым - Украина - кровавый режим - перепост блистательного анализа неминуемого развала России - фотография еды - Крым - Крым - смешной матерный стишок - фотографический пейзаж - Крым - котики - смешная история с работы. У вас не так? Ну значит, дальше не читайте, автор пишет не для вас. Да и одежда Bosco от частоты употребления как-то уже потихоньку перешла из категории «клоунская» в категорию «повседневная».
В «Живых историях» в правильной пропорции переплетены байки - порой абсурдные - из юности, путевые заметки (которые скорее о людях, чем о географических объектах), размышления на вечные темы и высказывания высокой степени злободневности. Если «вечные» заметки порой отличаются у Макаревича чрезмерной назидательностью, то бытовые истории, как правило, дико смешны. Чего стоит хотя бы «Научный подход», в котором друг юности автора исследует феномен небьющихся стаканов при помощи молотка, или «Однажды в Америке» о нелегальной покупке водки. Ну а уж когда Андрей Вадимович пишет по горячему поводу, ему иногда удаётся выйти за рамки публицистики. Вчера я почти наугад открыл главку «О патриотизме». Текст 2013 года начинается с того, что его родной архитектурный институт признан неэффективным. Праведный гнев по частному поводу выливается в точные формулировки: «Их патриотизм не мешает им хранить наворованные миллионы в офшорах и учить детей в Лондоне. Количество вранья в атмосфере превысило все допустимые санитарные нормы». С момента публикации актуальность этих обобщений только укрепилась. Значит, «Живые истории» можно будет брать с полки и перечитывать ещё неоднократно. Да и нарисованных для каждой главки котов можно рассматривать бесконечно.
Алексей Мажаев, InterMedia